Структура и функции физической культуры.

Психологические закономерности спортивной деятельности.

Соревновательный метод.

Соревновательный и игровой методы.

Действия и общая линия поведения спортсмена во время состязания или игра, как известно, во многом определяется соревновательными или игровыми ситуациями, что и обуславливает прежде всего отличия соревновательного и игрового методов от методов строго регламенитрованного упражнения.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для физического воспитания. Игра является не только средством физического воспитания (т.е. характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом спортивной тренировки.

Игровой метод находит широкое применение в подготовке спортсмена, причем не только у представителей игровых видов спорта. В процессе тренировки он используется не обязательно на спортивно-игровом материале, т.е. в виде общепринятых спортивных игр (например, типа баскетбола и гандбола по упрощенным правилам с добавлением дополнительных действий с учетом особенностей избранного вида спорта). Элементы игрового метода может сочетаться и с отдельными подготовительными упражнениями.

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Соревновательный метод, совпадая по ряду признаков с игровым методом, характеризуется вместе с тем некоторыми чертами строго регламентированного упражнения (четкая унификация состава действий, порядка их выполнения, способа оценки результата и определения первентсва и др.). В процессе тренировки он представлен как в своих элементарных формах (кратковременные прикидки на качество выполнения отдельных движений, в том числе сугубо подготовительных, и т.д.), так и в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (контрольные, классификационные, отборочные соревнования и т.п.).

Различные комбинации этих методов и их вариантов широко применяются в практике. Это позволяет разнообразить процесс тренировки, создавая наиболее выгодные условия для их совершенствования.

 

 

К числу дискуссионных вопросов, которые не решены до настоящего времени, относится вопрос о разделении культуры на материальную и духовную и, в связи с этим. Вопрос о месте физической культуры в общечеловеческой культуре. Одни относят физическую культуру к культуре материальной, другие – к духовной, третьи считают физическую культуру однопорядковым явлением с духовной и материальной культурой.

Физическая культура может быть отнесена к материальной категории, так как является отражением материального бытия общества и людей. С материальной категорией ее связывает процесс двигательной активности, кроме того, она опирается на материальную базу (спортивные снаряды, оборудование и т.п.).

Физическая культура – вместе с тем и категория духовная, так как она связана с отражением спортивной деятельности, созданием различного рода психических образований (состояния, свойства личности спортсмена и т.п.), наукой, политикой, этикой спорта, зрелищностью.

Физическая культура – это особая самостоятельная отрасль культуры. Это сложное многофункциональное явление. Она состоит из органически взаимосвязанных компонентов, которые развивались одновременно с общей культурой. Этими компонентами являются:

- физическое воспитание;

- спорт;

- большой спорт;

- массовая физическая культура.

Еще в начале ХХ в. выдающийся французский педагог и гуманист Пьер де Кубертен писал:

«Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом; для того, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта; для того, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты».

Физическое воспитание. Это древнейший компонент физической культуры, который возник еще в первобытно-общинном обществе. Во все века, с первого крика родившегося гомосапиенса и до настоящего времени, неизменно ценились физическое здоровье, совершенство и красота людей. Древние пели гимны человеческому телу, утописты мечтали о городах будущего, в которых будут жить гармонически развитые люди.

Физическое воспитание отражает потребность общества в планомерной, систематической и целенаправленной подготовке подрастающего поколения к практической жизни.

Спорт. В систему физического воспитания органически вписывается спорт. Память человека до сего времени сохранила легенду об однокрылых птицах, которые могли летать только попарно. К сожалению, мы забываем, что порознь физическое воспитание и спорт высоко не взлетят.

Спорт развился позднее в связи с развитием потребности общества в такой деятельности, когда человек мог бы проявить себя на предельных уровнях. Если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей, формирует предпосылки для безграничного их развития, то спорт дает возможность раскрыть эти способности.

Большой спорт. В системе понятий, сложившихся в настоящее время, все более частое употребление получает «спорт высших достижений». При этом подразумевается определенное социальное явление, обусловленное тем, что спортивные достижения высшего уровня становятся достоянием талантливых людей. Современный большой спорт, или «спорт на результат», по многим признакам представляет собой самостоятельный вид спортивной деятельности, ряду его признаков нет аналогов в физическом воспитании и массовом спорте. В то же время большой спорт не является чем-то сугубо автономным, оторванным от физического воспитания и массового спорта. Основные закономерности, разработанные в физическом воспитании, характерны и для соревнования спортсменов высокого класса. Таким образом, с одной стороны, разделение большого спорта, физического воспитания, спорта и массового спорта довольно условно, особенно когда речь идет об общих закономерностях спортивной деятельности, а с другой – в процессе подготовки к высшим результатам и участия в наиболее ответственных соревнованиях проявляются определенные социальные, психологические, физиологические, биомеханические и другие закономерности деятельности, которые не встречаются в занятиях массовой физической культурой и массовым спортом.

Массовый спорт. Этот вид физической культуры возник в связи с потребностями в производстве и других видах деятельности (в том числе и интеллектуальной и учебной).

Массовый спорт решает проблему компенсации недостаточного физического развития. Гипокинезия (или гиподинамия) оказывает отрицательное влияние на все органы и системы. Отчетливо снижается устойчивость организма к действию травмирующих, простудных факторов. Гипокинезия вызывает нарушение обмена веществ и избытьчное отложение жира. У людей с гипокинезией чаще регистрируются травмы и восстановление протекает более тяжело. Это глобальная проблема коснулась всего человечества, и только теперь она встала на повестку дня у нас.