Система спортивных соревнований.

Спорт как сфера щироких социальных отношений

Непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней люди вступают в разнообразные отношения: отношения соперничества и содружества, отношения между членами спортивной команды и между конкурирующими командами, между спортсменами и спортивными судьями, между спортсменами и болельщиками и т.д. Эти специфические меры включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность данных отношений является определяющей основой формирующего влияния на личность, приобщения занимающихся спортом к общественной жизни, приобретения ими социального опыта.

 

Соревнования имеют исключительно важное значение для спортсменов. Без участия в них нет спорта, нет воспитания спортсмена. Соревнования являются кульминацией тренировочного процесса, не только синтезируя результаты спортивной тренировки, но и предоставляя возможность объективно оценивать ее эффективность.

В системе физического воспитания сформировалась стройная система спортивных соревнований. В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяют на:

1) первенства, в которых определяется чемпион;

2) отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды;

3) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий, цель которых – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивными достижениями занимающихся;

4) массовые соревнования с целью сдачи физкультурного комплекса;

5) показательные соревнования для популяризации различных видов спорта.

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1) закрытые соревнования, в которых участвуют спортсмены только данного коллектива;

2) открытые соревнования, в которых могут участвовать команды, отдельные спортсмены других коллективов;

3) товарищеские (матчевые) встречи – соревнования по предварительной договоренности между командами;

4) заочные соревнования.

По условиям зачета соревнования делятся на районные, городские, областные, национальные и т.д., в зависимости от возраста участников – на детские, юношеские, взрослые.

Функционирует следующая система соревнований по возрастным группам.

I группа. Мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающихся в спортивных секциях и командах, ДЮСШ.

II группа. Юноши и девушки 15-16, 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных секциях коллективов физкультуры, спортивных школах.

III группа. Молодежь (юниоры) 19-21 года и 22-24 лет, которые совершенствуют мастерство в спортивных секциях КФК, ШВСМ, в отделениях спортивного совершенствования высших и средних учебных заведений.

IV группа. Взрослые спортсмены.

Спортивные соревнования являются необходимой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

Календарный план соревнований составляется организацией, ответственной за их проведение. Он заранее утверждается и рассылается на места. Календарный план соревнований должен быть стабильным и традиционным. Типовой образец календарного плана соревнований приведен в табл.1.

  № пп Наименование соревнования Срок проведения Место проведения Участвующие организвции Ответствен. за проведение соревнований

Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленными перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно изменяется. Так, на начальных этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Соревнования проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревновательного опыта, повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса. По мере роста квалификации спортсменов на следующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В соревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнования, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенствования.

Положение о соревнованиях является основным документом, регламентирующим условия и порядок проведения соревнований. Каждый раздел этого положения должен быть тщательно продуман и четко изложен. Положение составляется на основе календарного плана и правил соревнований по данному виду спорта и рассылается участвующим организациям не позднее чем за месяц до проведения соревнований.

Положение о соревнованиях состоит из следующих разделов: цель и задачи; место и время проведения, участники; руководство подготовкой проведения соревнования; программа и условия проведения соревнования; порядок определения победителей; награждение победителей личного и командного первенства; срок и порядок подачи заявок; условия приема участников. Содержание разделов положения о соревнованиях зависит от вида и масштаба соревнований. Определение победителей в командном первенстве может проводиться различными способами:

1) по наименьшей сумме мест, занятых участниками во всех видах соревнований;

2) по наибольшей сумме очков;

3) по наименьшей сумме времени в тех видах спорта, где спортивный результат определяется именно этим показателем, - в этом случае суммируют время всех участников соревнований;

4) по таблицам результатов в определенных видах спорта. В этих случаях все возможные результаты соревнований переведены в очки, а коллектив – победитель определяется по наибольшей сумме всех зачетных участников.