В некоторых странах мира (1993-2008гг.)

Успешная политика Европейского Сообщества в отношении малого и

среднего бизнеса базируется на вертикальном и горизонтальном подходах

к решению проблем его создания и функционирования. Вертикальный

подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных

исключительно на малые и средние предприятия. Эти мероприятия подготав-

ливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской

комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции,

туризма и социальной экономической деятельности) в сотрудничестве с

Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых и средних предприятий в органах

ЕС и другими службами Комиссии ЕС. Горизонтальный подход базируется

на защите интересов МСП в таких сферах деятельности Евросоюза, как

политика в области исследований и технических разработок, региональная

политика, международные отношения и т.д., и укреплении позиций малого

и среднего бизнеса в соответствующем виде деятельности.

Учитывая важность малых и средних предприятий для экономической

структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики

внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Кроме важности

“макроэкономических” позиций, следует помнить о роли малого и среднего

бизнеса на региональном уровне, когда он способствует экономическому

развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Поэтому для

успешного развития малых и средних компаний должны оптимально

сочетаться две линии: макроэкономическая (общеполитическая) и

микроэкономическая (предпринимательская).

Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки

малого и среднего бизнеса являются: укрепление единого внутреннего

рынка, интернационализация предпринимательской деятельности на уровне

предприятий, устранение административных барьеров и создание единого

экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной

базы по малому бизнесу.

Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью

предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения

конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от “тяжелой”

поддержки в форме займов и дотаций и переход к “мягкой” поддержке в

форме консультационных услуг.

Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и

среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с

использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской

интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в ма-

лом и среднем предпринимательстве может существенно повлиять на его

оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики

России.

Развитие малых хозяйственных форм в развивающихся странах связано

со следующими факторами. Во-первых, это воздействие демонстрационного

эффекта Запада, пережившего в 1970-е годы настоящий ренессанс мелкого

предпринимательства. Во-вторых, это демографические процессы в

развивающихся странах. По оценкам экспертов ООН, к 2025 году в разви-

вающихся странах будут проживать около 8 млрд. человек. Демографический

процесс обостряет проблемы обеспечения занятости и минимальных доходов

для основных слоев населения. Хроническая незанятость, безработица в ее застойной, скрытой и открытой формах − основные причины нищеты

в развивающихся странах, которой поражены от трети до половины их

населения. Поддержка малого бизнеса в экономических программах

правительств развивающихся стран стала реакцией на комплекс этих

негативных явлений.

Третьим фактором экономического возрождения малого предпринима-

тельства в странах Третьего мира стало осознание неадекватности стратегии

индустриализации в ее имитационном, догоняющем варианте. Как полагает

Е. Брагина, попытка создать крупную современную промышленность были

своего рода шоком, косвенно сказавшимся на мелком предпринимательстве,

который по своему социальному и экономическому содержанию генетически

присущ хозяйственной структуре развивающихся стран, особенно в его

традиционной, отсталой форме. Однако, при всей своей противоречивости,

индустриализация существенно изменила структуру мировой экономики,

сформировала качественно иное размещение мировых производительных

сил, усилила значение новых технологий в производстве и субконтрактности,

создав тем самым объективную основу для распространения малых и

средних предприятий и их модернизации.

Рост и развитие сектора малого бизнеса тесно связаны с процессами

глобализации в мировой экономике, впечатляющими своими

масштабами и динамизмом. В 90-е годы типичным проявлением глоба-

лизации предпринимательства стало возрастающее использование

транснациональными корпорациями (ТНК) малых форм предпринима-

тельства в развивающихся странах для расширения своих производственных

и сбытовых сетей.

Следующим фактором развития малого и среднего бизнеса в развиваю-

щихся странах является продолжающая набирать силу урбанизация.

Сохранение и стремительное развитие малого предпринимательства

во многом определяет его тесная связь с аграрным сектором, в котором

проживает и занята основная масса населения развивающихся стран.

Следует подчеркнуть, что оживление интереса к национальной культуре,

местным особенностям в сочетании с уникально высокими темпами роста

международного туризма дали вторую жизнь кустарным, ремесленным

производствам и промыслам, значительная часть которых использует ручной

труд и особые навыки, специализируясь на традиционных художественных

изделиях. Это явление вносит заметный вклад участия малой экономики в

международном разделении труда и, кроме того, способствует сохранению

национального культурного наследия.

Основными факторами, способствующими развитию малого предп-

ринимательства в современном мире, на наш взгляд, являются факторы,

представленные в табл. 3.

 

Таблица 3