В некоторых странах мира (1993-2008гг.)
Успешная политика Европейского Сообщества в отношении малого и
среднего бизнеса базируется на вертикальном и горизонтальном подходах
к решению проблем его создания и функционирования. Вертикальный
подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных
исключительно на малые и средние предприятия. Эти мероприятия подготав-
ливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской
комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции,
туризма и социальной экономической деятельности) в сотрудничестве с
Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых и средних предприятий в органах
ЕС и другими службами Комиссии ЕС. Горизонтальный подход базируется
на защите интересов МСП в таких сферах деятельности Евросоюза, как
политика в области исследований и технических разработок, региональная
политика, международные отношения и т.д., и укреплении позиций малого
и среднего бизнеса в соответствующем виде деятельности.
Учитывая важность малых и средних предприятий для экономической
структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики
внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Кроме важности
“макроэкономических” позиций, следует помнить о роли малого и среднего
бизнеса на региональном уровне, когда он способствует экономическому
развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Поэтому для
успешного развития малых и средних компаний должны оптимально
сочетаться две линии: макроэкономическая (общеполитическая) и
микроэкономическая (предпринимательская).
Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки
малого и среднего бизнеса являются: укрепление единого внутреннего
рынка, интернационализация предпринимательской деятельности на уровне
предприятий, устранение административных барьеров и создание единого
экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной
базы по малому бизнесу.
Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью
предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения
конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от “тяжелой”
поддержки в форме займов и дотаций и переход к “мягкой” поддержке в
форме консультационных услуг.
Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и
среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с
использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской
интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в ма-
лом и среднем предпринимательстве может существенно повлиять на его
оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики
России.
Развитие малых хозяйственных форм в развивающихся странах связано
со следующими факторами. Во-первых, это воздействие демонстрационного
эффекта Запада, пережившего в 1970-е годы настоящий ренессанс мелкого
предпринимательства. Во-вторых, это демографические процессы в
развивающихся странах. По оценкам экспертов ООН, к 2025 году в разви-
вающихся странах будут проживать около 8 млрд. человек. Демографический
процесс обостряет проблемы обеспечения занятости и минимальных доходов
для основных слоев населения. Хроническая незанятость, безработица в ее застойной, скрытой и открытой формах − основные причины нищеты
в развивающихся странах, которой поражены от трети до половины их
населения. Поддержка малого бизнеса в экономических программах
правительств развивающихся стран стала реакцией на комплекс этих
негативных явлений.
Третьим фактором экономического возрождения малого предпринима-
тельства в странах Третьего мира стало осознание неадекватности стратегии
индустриализации в ее имитационном, догоняющем варианте. Как полагает
Е. Брагина, попытка создать крупную современную промышленность были
своего рода шоком, косвенно сказавшимся на мелком предпринимательстве,
который по своему социальному и экономическому содержанию генетически
присущ хозяйственной структуре развивающихся стран, особенно в его
традиционной, отсталой форме. Однако, при всей своей противоречивости,
индустриализация существенно изменила структуру мировой экономики,
сформировала качественно иное размещение мировых производительных
сил, усилила значение новых технологий в производстве и субконтрактности,
создав тем самым объективную основу для распространения малых и
средних предприятий и их модернизации.
Рост и развитие сектора малого бизнеса тесно связаны с процессами
глобализации в мировой экономике, впечатляющими своими
масштабами и динамизмом. В 90-е годы типичным проявлением глоба-
лизации предпринимательства стало возрастающее использование
транснациональными корпорациями (ТНК) малых форм предпринима-
тельства в развивающихся странах для расширения своих производственных
и сбытовых сетей.
Следующим фактором развития малого и среднего бизнеса в развиваю-
щихся странах является продолжающая набирать силу урбанизация.
Сохранение и стремительное развитие малого предпринимательства
во многом определяет его тесная связь с аграрным сектором, в котором
проживает и занята основная масса населения развивающихся стран.
Следует подчеркнуть, что оживление интереса к национальной культуре,
местным особенностям в сочетании с уникально высокими темпами роста
международного туризма дали вторую жизнь кустарным, ремесленным
производствам и промыслам, значительная часть которых использует ручной
труд и особые навыки, специализируясь на традиционных художественных
изделиях. Это явление вносит заметный вклад участия малой экономики в
международном разделении труда и, кроме того, способствует сохранению
национального культурного наследия.
Основными факторами, способствующими развитию малого предп-
ринимательства в современном мире, на наш взгляд, являются факторы,
представленные в табл. 3.
Таблица 3