Типы ВНД

 

От таких свойств нервных процессов каксилавозбуждения и торможения, их уравновешенность, подвижность (скорость, с которой возбуждение и торможение сменяют друг друга) зависят типы ВНД. На основе этих свойств Павлов выделил 4 типа, которые соответствуют одному из 4 типов темперамента, выделенных Гиппократом в V веке до нашей эры.

Меланхолик (слабый тип ВНД). Характерна пониженная возбудимость, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная, трудно привыкают к новым условиям обучения, легко утомляются, мало адаптивны, подвержены неврозам.

Холерик (сильный неуравновешенный тип ВНД). Характерна повышенная возбудимость, вспыльчивость, аффекты, недостаточность тормозных процессов, сильно выражена подкорковая деятельность, не всегда контролируемая корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. речь быстрая, с выкрикиваниями.

Сангвиник (сильный уравновешенный и высокоподвижный тип ВНД). Быстро образуются условные рефлексы, прочность которых значительная. Легко переключаются с одной формы деятельности на другую, быстро адаптируются к новой ситуации. Дети способны к выработке тонких дифференцировок, имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

Флегматик (сильный уравновешенный и малоподвижный тип ВНД). Условные рефлексы образуются медленно, выражен контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями, речь немного замедленная. С трудом переходят от одного вида деятельности к другому, зато выносливы при выполнении длительной работы. Медленно, но прочно адаптируются к новым условиям внешней среды.

Кроме вышеописанных типов ВНД (имеющихся у человека и животных), Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД, связанные с наличием у человека особой второй сигнальной системы (слова видимые, слышимые, написанные, произносимые), в отличие от первой сигнальной системы общей для человека и животных (непосредственные раздражители внешней или внутренней среды организма). В связи с различным соотношением у людей реакций, связанных с преобладанием первой или второй сигнальной системы, различают:

· Художественный тип ВНД (преобладание первой сигнальной системы над второй) - характерно образное предметное мышление (наблюдается у 25% людей).

· Мыслительный тип ВНД (преобладает вторая сигнальная система) – характерна способность к логическим построениям, отвлеченному мышлению.

· Средний тип ВНД – одинаково выражены свойства первой и второй сигнальной системы (наблюдается у 25% людей).

У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и тормозит вторую. Сила и подвижность нервных процессов поддаются тренировке и дети могут приобрести необходимые качества.

Соответственно типам ВНД различают основные формы интеллекта:

· Невербальный интеллект, отражающий природные возможности индивида манипулировать с непосредственными (особенно зрительно-пространственными) раздражителями.

· Вербальный интеллект, отражающий способность манипулировать со словесным материалом, что определяет характер поведенческих реакций.

При обобщении сигналов первой и второй сигнальных систем появляются абстракции (сложные понятия – ярость, мужество, доброта) и возможность передачи накопленного опыта предшествующих поколений последующим (возникновение науки, культуры).