Образование условных рефлексов

При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает предварительную подготовку организму для реагирования на те раздражители, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры является сигнальной.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Согласно учению Павлова образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры –воспринимающими условное и безусловное раздражение. После нескольких сочетаний связь становится настолько прочной, что при действии только условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге. Т.о. механизм образования условного рефлекса заключается в формировании новой рефлекторной дуги, в которой к эфферентной части безусловного рефлекса присоединяется новое афферентное начало.

При выработке условного рефлекса различают стадии:

· генерализация (обобщенное восприятие сигнала, когда условная реакция наблюдается на любой сходный сигнал), основой чего является процесс иррадиации возбуждения в коре,

· концентрация возбуждения – реакция только на конкретный сигнал за счет условного торможения на неподкрепленные сигналы,

· стабилизация – упрочение условного рефлекса

Условные рефлексы могут тормозиться. Внешнее или безусловное торможение бывает в тех случаях, когда в коре при осуществлении условного рефлекса возникает новый сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом (условный рефлекс на звонок тормозится при включении света). Разновидностью внешнего является запредельное торможение – проявляется при чрезмерном увеличении силы или длительности действия условного раздражителя. Условное или внутреннее торможение бывает 3 видов:

· Угасание (развивается, если много раз условный раздражитель не подкреплялся безусловным). У детей развивается медленнее, чем у взрослых, поэтому детей трудно отучать от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.

· Запаздывание - развивается, если подкрепление условного раздражителя безусловным происходит не сразу, а через определенное время. На основе запаздывания развивается выдержка, умение контролировать свои желания, воля. У детей вырабатывается очень трудно.

· Дифференцирование – различение сходных условных раздражителей.

Последовательная цепь условнорефлекторных актов, осуществляющаяся в определенном порядке и являющаяся следствием системной реакции организма на комплекс условных раздражителей называется динамическим стереотипом. При его выработке многие действия становятся автоматическими. Стереотипы, возникшие в раннем детстве очень трудно поддаются переделке (трудно переучить ребенка, если он привык неправильно сидеть за столом, держать ручку). В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особо важное значение, они являются основой формирования привычек и навыков. У детей нарушение стереотипов приводит к болезненным реакциям – капризничают, плачут, долго не засыпают.