Принцип частотной фильтрации

Рис.29. Схема модульной организации нейронов в коре больших полушарий.

Слева обозначены слои коры.

 

Микроколонки реагируют лишь на определенную градацию какого-ли­бо признака, например, вертикаль­ную или горизонтальную ориентацию; макроколонки, объединяя мик­роколонки, выделяют общий при­знак ориентации, реагируя на разные ее значения. Модуль выполняет обра­ботку самых разных характеристик стимула (интенсивность стимула, цвет, ориентация, движение).

Иерархически организованная си­стема связей от микроколонок к моду­лям обеспечивает возможность тонко­го дифференцированного анализа признаков разной сложности внутри одной сенсорной модальности, осу­ществляемого в проекционной коре.

Дальнейшая обработка сенсорно специфических сигналов осуществ­ляется с участием так называемых гностических нейронов, получаю­щих информацию об отдельных признаках от системы нейронов-детек­торов. В гностический нейронах от­дельные признаки интегрируются в целостный одномодальный (зри­тельный или слуховой) образ воспри­нимаемого объекта. Гностические нейроны, интегрирующие признаки одной сенсорной модальности, со­ставляют 4-5 % в первичных проек­ционных зонах и широко представ­лены во вторичных полях.

 

 

Прин­цип кодирования внешней информа­ции основан на пространственном частотном описании объекта по чере­дованию светлых и темных его час­тей.

 

Нейронные ансамбли настроены на определен­ную ширину чередующихся светлых и темных полос и работают как час­тотные фильтры.

 

Виды нейронных ансамблей

 

Детально описы­вают объект   Описы­вают объект менее дифференцированно, захватывая большую его часть или весь объект целиком

 

Высокочас­тотная фильтрация   Низкочастотная фильтра­ция

 

Высокочастотное описание требует больше времени   Низкочастотные нейронные ан­самбли описывают объект быстрее

 

Наличие таких независимых аппа­ратов описания изображения позволя­ет осуществить быстрое ознакомление с объектом без его детального анали­за при отсутствии необходимости в нем или при невозможности его реализовать, например, при расфоку­сировке объекта.