Сознание – это определенное состояние мозга: бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события.
Особенности сознания человека:
· Отражают реальную действительность;
· Базируется на общение между людьми;
· Дает возможность направлять действия индивида на производство;
· Развивается по мере приобретения индивидуального опыта;
· Выражается посредством языка;
· Для себя сознание выражается через мыслительный диалог;
· Осуществляет формирование образов предметов;
· Ранимость сознания.
2. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность мозга. Физиологические корреляты сознания:
1. Уровень сознания:
· Предметное сознание – знания о мире (знание, которое может быть передано другим);
· Самосознание – знание о себе (диалог с самим собой);
(a) Самосовершенствование;
(b) Самоконтроль;
(c) Самопознание;
2. Уровень бессознательного:
· Досознательное;
· Подсознательное;
· Сверхсознательное
Осознаваемая деятельность мозга:
· Все формы психической деятельности (ощущение, восприятие);
· Неавтоматизированная физическая работа (требующая научения);
· Восприятие отклонений констант внутренней среды организма, которые вызывают ощущение и мотивацию к деятельности;
· Восприятие избыточной информации от внутренних органов, связанных с нарушением их деятельности (болевые ощущения).
Структура бессознательного
Досознательное Подсознательное Сверхсознательное
Врожденные факторы Автоматизированные Творческая интуиция
поведения навыки;
Неосознанные мотивы
установки
Нормы поведения
интуиция
Неосознаваемая деятельность мозга:
1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной;
2. Восприятие подпороговых внешних раздражителей (условные рефлексы);
3. Переработка импульсов от внутренних органов;
4. Отработанная автоматизированная деятельность;
5. Деятельность мозга во сне;
6. Интуиция;
7. Подражательная деятельность;
Измененные состояния сознания у здоровых людей:
Состояние сознания | Феноменология | Физиологические корреляты |
Сверхбодрствование | Повышенная ясность сознания, новизной обычных переживаний | Регулярный бета-ритм, появление тета-ритма, стабильная десинхронизация ЭЭГ, вегетативные гиперреакции, выброс гормонов в кровь |
Снижение уровня сознания (дистресс) | Снижением сознания, понижением ясности сознания, изменение способности ориентироваться и контактировать с окружающими, психическая напряженность, ощущение изменения хода времени, сосредоточенность на узком круге событий, заторможенность | Синхронизация биоритмов, увеличение амплитуды и частоты альфа-ритма, снижение скорости и точности реакции, увеличение центральной задержки |
Спонтанное пробуждение | Замедление ориентировки в пространстве, замедление двигательной активности, возможны поведенческие автоматизмы | Уменьшение дельта-активности, повышение активности в работе внутренних органов |
Засыпание | Длинный период ориентировки и ясности сознания, замедление двигательной активности | Появление веретен сна и понижение в активности работы органов |
Глубокий сон | Чаще всего мы видим счастливые сны, после пробуждение их трудно вспомнить, сновидения имеют вегетативную окраску | Дельта-волны |
Поверхностный сон | Чаще всего тяжелый сновидения, сопровождающие двигательной активностью, лунатизм, при пробуждение можем вспомнить, что нам снилось, часто просыпаемся, в формировании сновидения участвуют внешние раздражители. | Появление тета-ритма, сонных веретен и К-комплекса. |
Творческая работа | Ясностью сознания, отчетливостью воображения, поглощенности своим состояние, затрудненностью ориентировки, иногда извращенным понимание окружающего | Повышение активности ЭЭГ, гамма-ритмом. |
Гипноз | Снижение способности перераспределять внимание, наличие ярких образов, повышение способности фантазировать, повышение внушаемости | Снижение амплитуды альфа-волн, изменение бета-активности. |
Реальные обряды в традиционных культурах |
3 Теории сознания. Структурно-функциональная основа сознания.
1. Голографическая теория К. Приобрама: информация об основных сигналах распределена по нейронной сети так же, как по узору физической голограммы;
2. Теория повторного входа Дж. Эдельмана: сознание появляется, когда повторяется какое-либо внешнее воздействие, при повторном входе в одну и ту же группу клеток;
3. Прожекторная теория сознания Ф. Крика: сознание определяют нейронные процесс, попадающие под луч прожектора внимания.
Условия подключения сознания:
· Приток активирующих воздействий из ретикулярной формации;
· Промежуточный уровень активности ЦНС соответствующий десинхронизированной ЭЭГ;
· Минимальный период времени активации мозговых структур;
· Активация большого количества структур мозга (кора БМ, подкорковые ядра и лимбическая система).
| ||||||
|
| |||||
|
|
| |||
| |||
Ассиметрия процессов сознания:
Левое полушарие: Правое полушарие:
Сознательное Бессознательное
Коммуникация Самооценка
Осознание события самосознание
Принятие суждения о событии чувство я
Лекция:
«Прикладная психофизиология»
1. Общие направления прикладной психофизиологии:
К направлениям психофизиологии относится:
1. Педагогическая;
2. Социальная;
3. Экологическая;
Педагогическая психофизиология:
Педагогическая психофизиология рассматривает обучение с точки зрения биологических критериев, т. е. какие энергетические затраты сопровождают процесс обучения и оправданы ли они.
Рост заболеваний:
1. Болезни крови и кроветворных органов (в 1,6 раз);
2. Мочеполовой системы и врожденных аномалий (в 1,5 раза);
3. Болезни костно-мышечной системы (24%);
4. Органов пищеварения (23 %);
5. Нервная система и психическая сфера (20%);
Пути решения:
· Изучение психофизиологических особенностей организации учебного процесса, путем измерения функционального состояния учащегося;
· Изучение психофизиологии адаптации;
· Изучение влияния стрессовых ситуаций на функциональное состояние;
· Изучение влияние процесса обучения на развитие мозга;
Психофизиологические исследования показывают, что в процессе обучения в школе выделяются 2 критических периода:1 класс; 7 класс (половое созревание); стрессовые учебные ситуации оказывают негативное влияние на состояние учеников; обучение развивает высшие психические процессы, т. к. сопровождается увеличение контакта между нервными клетками и их активацией; повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех принципов построения процесса обучения (1. Рациональная организация учебного процесса; 2. Адекватность школьных требований к психофизиологическим особенностям детей; 3. Соответствие методик обучения возрастным и функциональным особенностям детей).
2. Работоспособность, утомление и типы работоспособности