Мышление – это психический процесс познания и накопления информации и опыта, оперирование знанием, т. е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией.

Виды мышления:

1. Элементарное (конкретное мышление): форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном, адекватном поведении (в основе первая сигнальная система действительности);

2. Абстрактное: отвлеченно – понятийное, характерное только для человека и формируется на 2 сигнальной системы (в основе понятия категории и формулы);

3. Словесно – логическое: мышление, основанное на рассуждение, характерно только для человека, наблюдается связь со 2 сигнальной системой;

                                                               
 
Наглядно-действенное мышление
   
Образное мышление
       
Понятийное мышление
     
 
 
 
 
         
 
 
   
Практическое мышление
 
Теоретическое мышление
 
     
 
   
Способы решения задач
 
   
 
   
Проблемная ситуация

 

 


Типы мыслительной деятельности:

1. Наглядно – действенное мышление: или практический интеллект – перебор действий;

2. Наглядно-образное мышление: построение сенсомоторных схеме без совершения какого-либо действия, необходимость опоры на восприятие окружающей действительности;

3. Наглядно-образное мышление: оперирование образами и представлениями посредством воображения, извлечение информации из памяти;

4. Понятийное мышление: обработка информации об отвлеченных понятиях, проведение логических умозаключений;

Мыслительные процессы:

1. Сравнение: сопоставление группа с какими-то критериями;

2. Анализ: расчленение понятий об объекте;

3. Синтез: сбор понятий об объекте;

4. Абстрагирование: выделение особых параметров, объединение в класс;

5. Конкретизация: фиксация понятия;

 

2. Основные мыслительные модели в психофизиологии:

Модели мыслительной деятельности, разработанные в психофизиологии:

1. Теоретические подходы к изучению мышления (Павлов, Лурия, Анохин):

· Теория Павлова: мышление по Павлову – это аналитико-синтетическая деятельность мозга; в основе лежит условный рефлекс;

Павлов выделял следующие процессы, обеспечивающие мышление:

(a) Условный рефлекс;

(b) Генерализация условных рефлексов: познание элементов предметов;

(c) Вторичная генерализация условных рефлексов: абстрагирование от конкретных свойств предметов;

· Теория Лурии: представление о мышлении, как о совокупности мыслительных операций, которые обеспечиваются тремя функциональными блоками мозга.

Процессы:

(a) Мышление начинается с наличия мотивации или задачи;

(b) Задержка импульсивной реакции;

(c) Выбор варианта решения;

(d) Создание схемы решения;

(e) Собственно решение;

(f) Сопоставление результатов и решения;

· Теория Анохина: мышление – поэтапный процесс, сопоставимый со структурой поведенческого акта;

Процессы:

(a) Доминирующая мотивация обеспечивает направленность мышления;

(b) Афферентный синтез – выбор зоны поиска решений;

(c) Принятие решения;

(d) Акцептор результата действия: план проверки гипотезы;

(e) Эфферентный синтез: непосредственное осуществление решения;

(f) Реальное действие;

(g) Обратная афферентация;

 

2. Эмпирические подходы к изучению мышления:

· Моделирующий подход: в основе лежит регистрации физиологических показателей в ситуациях моделирования мыслительной деятельности; он направлен на выявление динамики этих показателей в процессе решения задач разного типа; исследователи получают корреляты мышления;

· Дифференциально-диагностический подход: мышление или особенности мышления того или иного человека находят отражение в его индивидуально-физических показателях;

3. Мышление, как функция человеческого мозга. Структурные компоненты мышления.

Способности человека к мышлению обусловлены увеличением числа нейронных сетей, обрабатывающих информацию.

Современные представления о структурно-функциональных основах мышления:

В настоящее время выяснено, что в процессе мышления участвуют различные области мозга:

1. Процесс принятия решения – височные и лобные отделы коры больших полушарий;

2. Поиск – задних отделов мозга;

3. Стратегия – лимбические отделы.

Ассоциативные зоны коры больших полушарий является местом интеграции информации.

Выделяют:

1. Заднеассоциативные: зрительно-пространственная деятельность и мысленное конструирование;

2. Переднеассоциативные: вербально-логические операции;

Лобная кора оценивает значимость получаемой информации, отвечает за выбор целей, за прогнозирование событий, обеспечивает процессы речи и связь мышления с эмоциями.

Лимбическая система обеспечивает эмоциональный характер обработки информации.

Височная кора связана с памятью, переходу из кратковременного хранения в долговременное, поэтому при повреждении височной коры процессы мышления нарушаются.

 

3. Ассиметрия мозга в осуществлениях процесса мышления и речи:

Структурные различия:

 

Левое полушарие:

1. Понятийное мышление;

2. Вербальные стимулы;

3. Анализ;

4. Логика;

5. Речь;

Право полушарие:

1. Образное мышление;

2. Невербальные стимулы;

3. Синтез;

4. Интуиция;

5. Пространственная ориентация;

 

6. Нарушение мышления:

При поражении ассоциативных отделов выявляют сложные дефекты, включающие интеллектуальную сферу.

При поражении заднеассоциативных отделов левого полушария: нарушается деятельность, связанная с мысленным восприятием пространственных отношений; наблюдается нарушение восприятия логико-грамматических конструкций;

При повреждении заднеассоциативной коры правого полушария: игнорирование левой половины поля зрения; нарушение узнавания сложных изображений (в особенности лиц);

При поражении переднеассоциативных отделов коры лобных областей: нарушение когнитивных операций восприятия; теряется способность решения сложных зрительных задач;

 

 

Лекция 6:

«Сознание»

1. Понятие и особенности сознания: