Мышление – это психический процесс познания и накопления информации и опыта, оперирование знанием, т. е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией.
Виды мышления:
1. Элементарное (конкретное мышление): форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном, адекватном поведении (в основе первая сигнальная система действительности);
2. Абстрактное: отвлеченно – понятийное, характерное только для человека и формируется на 2 сигнальной системы (в основе понятия категории и формулы);
3. Словесно – логическое: мышление, основанное на рассуждение, характерно только для человека, наблюдается связь со 2 сигнальной системой;
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
Типы мыслительной деятельности:
1. Наглядно – действенное мышление: или практический интеллект – перебор действий;
2. Наглядно-образное мышление: построение сенсомоторных схеме без совершения какого-либо действия, необходимость опоры на восприятие окружающей действительности;
3. Наглядно-образное мышление: оперирование образами и представлениями посредством воображения, извлечение информации из памяти;
4. Понятийное мышление: обработка информации об отвлеченных понятиях, проведение логических умозаключений;
Мыслительные процессы:
1. Сравнение: сопоставление группа с какими-то критериями;
2. Анализ: расчленение понятий об объекте;
3. Синтез: сбор понятий об объекте;
4. Абстрагирование: выделение особых параметров, объединение в класс;
5. Конкретизация: фиксация понятия;
2. Основные мыслительные модели в психофизиологии:
Модели мыслительной деятельности, разработанные в психофизиологии:
1. Теоретические подходы к изучению мышления (Павлов, Лурия, Анохин):
· Теория Павлова: мышление по Павлову – это аналитико-синтетическая деятельность мозга; в основе лежит условный рефлекс;
Павлов выделял следующие процессы, обеспечивающие мышление:
(a) Условный рефлекс;
(b) Генерализация условных рефлексов: познание элементов предметов;
(c) Вторичная генерализация условных рефлексов: абстрагирование от конкретных свойств предметов;
· Теория Лурии: представление о мышлении, как о совокупности мыслительных операций, которые обеспечиваются тремя функциональными блоками мозга.
Процессы:
(a) Мышление начинается с наличия мотивации или задачи;
(b) Задержка импульсивной реакции;
(c) Выбор варианта решения;
(d) Создание схемы решения;
(e) Собственно решение;
(f) Сопоставление результатов и решения;
· Теория Анохина: мышление – поэтапный процесс, сопоставимый со структурой поведенческого акта;
Процессы:
(a) Доминирующая мотивация обеспечивает направленность мышления;
(b) Афферентный синтез – выбор зоны поиска решений;
(c) Принятие решения;
(d) Акцептор результата действия: план проверки гипотезы;
(e) Эфферентный синтез: непосредственное осуществление решения;
(f) Реальное действие;
(g) Обратная афферентация;
2. Эмпирические подходы к изучению мышления:
· Моделирующий подход: в основе лежит регистрации физиологических показателей в ситуациях моделирования мыслительной деятельности; он направлен на выявление динамики этих показателей в процессе решения задач разного типа; исследователи получают корреляты мышления;
· Дифференциально-диагностический подход: мышление или особенности мышления того или иного человека находят отражение в его индивидуально-физических показателях;
3. Мышление, как функция человеческого мозга. Структурные компоненты мышления.
Способности человека к мышлению обусловлены увеличением числа нейронных сетей, обрабатывающих информацию.
Современные представления о структурно-функциональных основах мышления:
В настоящее время выяснено, что в процессе мышления участвуют различные области мозга:
1. Процесс принятия решения – височные и лобные отделы коры больших полушарий;
2. Поиск – задних отделов мозга;
3. Стратегия – лимбические отделы.
Ассоциативные зоны коры больших полушарий является местом интеграции информации.
Выделяют:
1. Заднеассоциативные: зрительно-пространственная деятельность и мысленное конструирование;
2. Переднеассоциативные: вербально-логические операции;
Лобная кора оценивает значимость получаемой информации, отвечает за выбор целей, за прогнозирование событий, обеспечивает процессы речи и связь мышления с эмоциями.
Лимбическая система обеспечивает эмоциональный характер обработки информации.
Височная кора связана с памятью, переходу из кратковременного хранения в долговременное, поэтому при повреждении височной коры процессы мышления нарушаются.
3. Ассиметрия мозга в осуществлениях процесса мышления и речи:
Структурные различия:
Левое полушарие:
1. Понятийное мышление;
2. Вербальные стимулы;
3. Анализ;
4. Логика;
5. Речь;
Право полушарие:
1. Образное мышление;
2. Невербальные стимулы;
3. Синтез;
4. Интуиция;
5. Пространственная ориентация;
6. Нарушение мышления:
При поражении ассоциативных отделов выявляют сложные дефекты, включающие интеллектуальную сферу.
При поражении заднеассоциативных отделов левого полушария: нарушается деятельность, связанная с мысленным восприятием пространственных отношений; наблюдается нарушение восприятия логико-грамматических конструкций;
При повреждении заднеассоциативной коры правого полушария: игнорирование левой половины поля зрения; нарушение узнавания сложных изображений (в особенности лиц);
При поражении переднеассоциативных отделов коры лобных областей: нарушение когнитивных операций восприятия; теряется способность решения сложных зрительных задач;
Лекция 6:
«Сознание»
1. Понятие и особенности сознания: