Сон – это особая активность мозга, при которой у человека выключается активность.

Виды сна:

1. Природно обусловленные виды сна:

· Монофазный (сон 1 раз в сутки);

· Дифазный;

· Полифазный (у маленьких детей);

· Сезонный (у животных);

2. Неестественные виды сна:

· Патологический сон (вызванный патологией мозга);

· Наркотический сон;

· Гипнотический сон;

Сон характеризуется фазностью, активность мозга меняется:

1. Засыпание (дремота): переход от бодрствования ко сну, длится недолго; на ЭЭГ преобладает альфа-ритм; характеризуется слипанием глаз, зевотой, сухостью во рту, снижение частоты сердцебиения, дыхания;

2. Фаза легкого сна: характеризуется снижением показателей работы внутренних органов, появлением на ЭЭГ тета-волн;

3. Сон средней глубины: продолжается снижение показателей внутренних органов мышечного тонуса, на ЭЭГ появляются сонные веретена и К – комплексы (группы волн высокой амплитуды и частоты), появляются дельта-волны;

4. Глубокий сон (дельта-сон): характеризуется максимальным снижением активности мозга и внутренних органов, на ЭЭГ дельта-волны.

5. ВДГ-сон или быстрый сон (парадоксальный сон): реакция десинхронизации (появление в ЭЭГ альфа волновой активности, как при спокойном бодрствовании), возрастает активность мозга и работа внутренних органов;

 

 

 
 

 

 


Зависимость сновидений от характера деятельности;

Характер деятельности Видели отчетливо Не видели
Крестьяне
Чернорабочие
Служащие
Студенты
Врачи
Педагоги
Научные работники

 

Факторы:

1. Вид деятельности;

2. Внешние воздействия;

3. Внутренние воздействия;

4. Психологические проблемы;

 

3 вопрос: Теории сна

1. Теория пассивных механизмов сна И. П. Павлова: в основе лежит иррадиация торможения в коре головного мозга и распространение торможения на подкорковые ядра;

2. Химическая теория сна: сон есть следствие действия гуморальных регуляторов (пептид дельта-сна Папейгеймера), фактор накапливающийся во время сна;

3. Компенсаторно-восстановительная: сон необходим для восстановления энергии, затраченной при бодрствовании;

4. Информационная: сон возникает в результате перегрузки информации;

5. Психодинамическая теория Вейна: теория взаимодействия центров сна и бодрствования;

Нервные центры:

1. Синхронизирующие или сомногенные структуры мозга: ядро солитарного тракта, медиальный таламус, хвостатое ядро, базальные отделы переднего мозга;

2. Десинхронизирующие (пробуждающие структуры мозга): ретикулярная формация заднего и среднего мозга, ядра моста, неспецифические ядра таламуса;

 

4 вопрос: значение сна и сон в онтогенезе

· Общее значение сна: во сне восстанавливается способность головного мозга и аналитико-синтетической деятельности типичной для состояния бодрствования;

· Сон обеспечивает отдых организма;

· Сон играет большую роль в процессах метаболизма;

· Сон способствует переработке и запоминанию информации;

· Биологическое значение сна: приспособление к изменению освещенности;

 

 

Лекция 3:

«Психофизиология стресса»

1 вопрос: Понятие виды и факторы возникновения стресса

 

Основоположник Ганс Селье.

В переводе с английского, стресс – это давление, нажим. В научной литературе термином стресс обозначают:

· Неблагоприятные воздействия на организм;

· Благоприятные и неблагоприятные реакции организма при сильных, экстремальных воздействиях;

· Благоприятные и неблагоприятные реакции организма при обычных на него воздействиях;

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование (Селье);

Стресс – особое функциональное состояние, состояние длительного напряжения, которое возникает при экстремальном внешнем воздействии, несущим угрозу физическому или психическому благополучию.

Стрессоры:

1. Физиологические – факторы среды, оказывающее непосредственное отношение на ткани организма;

2. Психологические – это факторы, сигнализирующие о физической и социальной значимости ситуации;

Виды стресса:

1. Физические (первосигнальный): связан с объективными изменениями условий жизни;

2. Психологический (второсигнальный): когнитивная интерпретация стрессора;

· Информационный стресс: возникает в ситуации информационных перегрузок;

· Эмоциональный стресс: появляется в ситуации угрозы, обиды, конфликта.

По длительности воздействия:

1. Кратковременный (острый);

2. Длительный (хронический);

По динамике развития стресса:

1. Положительный

2. Ослабляющий и разрушающий дистресс;

Классификация жизненного стресса по Вонг:

1. Внутриличностный стресс

· Финансовый стресс;

· Экологический;

· Личностный;

· Семейный;

· Рабочий;

· Общественный;

Значение стресса:

Физиологическое: защита организма от разрушающих воздействий различной модальности.

 

2 вопрос: Стрессовые реакции

 

Сущность реакции на стрессор: активация и мобилизация всех систем организма, после этого организм возвращается к нормальным условиям существования.

Раздражитель

 

 

Сенсорные пути

 

Когнитивная интерпретация аффективная интерпретация

 

Выделяют виды стрессовых реакций:

1. Двигательные реакции (поступление сигналов к мышцам);

2. Вегетативные реакции (повышается давление, возрастает сахар крови);

3. Гормональные реакции (возрастает выброс).

 

3 вопрос: Понятие об адаптационном синдроме. Этапы развития стресса.

Стадии развития адаптационного синдрома:

1. Стадия тревоги: происходит мобилизация защитный сил организма, активация эндокринной и вегетативной системы, появляется страх и тревога;

2. Стадия сопротивления (резистентности): высокий уровень сопротивляемости организма, стремление организма поддерживать гомеостаз;

3. Истощение: поломка адаптивных меанизмов

На первой стадии стресса стрессор через кору больших полушарий сигнализирует гипоталамусу об опасности. Та начинает вырабатываться норадреналин, активизирующий симпатические центры. Активизируется выделение гормонов мозгового слоя надпочечников (адреналина и норадреналина). Это вызывает реакцию тревоги, страха, повышению параметров работы всех органов.

На второй стадии гормон адреналин и норадреналин активизируют структуры гипоталамуса, выделяется релизинг - фактор, стимулирующий переднюю долю гипофиза, выделяет АКТГ, стимулирующий кору надпочечников, возрастает выработка кортикостероидов, что усиливает защитные функции организма.

На третьей стадии кортикостероиды не проникают через гематоэнцефалический барьер, мозг не контролирует их количество. Накопление кортикостероидов приводит к развитию заболевания.

 

5 вопрос: индивидуальные различия стрессовых реакций.

 

Тип А: люди ориентированные на успех, с высоким уровнем притязаний. У них преобладают симпатические реакции, постоянная готовность к движению. Наблюдается склонность с ССЗ.

Тип В: низкий уровень притязаний, преобладает парасимпатическая реакция.

 

 

Лекция:

«Психофизиология внимания»

1 вопрос: Проблема внимания в психофизиологии. Методы изучения внимания.

Интерес к проблеме внимания появился из-за возникновения такой профессии, как оператор.

Методы регистрации мозговых структур:

1. ЭЭГ;

2. Вызванные потенциалы;

3. Картирование;

2 вопрос: Характеристика и виды внимания; основные свойства внимания

С одной стороны внимание рассматривается, как психический процесс, а с другой, как характеристика взаимодействия психических процессов.