Гражданский» романтизм, его пафос и идеи и их отражение в творчестве поэтов-декабристов.

Билет 11

Проблема власти и ее нравственное решение в «Борисе Годунове».

Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831)

Историческая драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера. Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историческим временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

Декабризм как общест.явл.не сводится к полит.программе дворняских революц., но выливается в форму широкого идейного движ., охват.различ.области идеологии и культ.

До восстания декабристы пропагандировали свои идеи со страниц ж «Сын отечества». Здесь отразился патриотический подъем 1812, нарастание освободительных идей. Собственным революц.органом был а-«Полярная звезда» Рылеева и Бестужева. Это стало крупным лит событием. Вокруг издания объединились передовые поэты и писатели эпохи: Пушкин, Грибоедов, Гнедич, Вяземский. Большое значения имели, печатовшиеся в «П.з.» ежегодные обзоры рус.лит., в к-рых Бестужев давал оценку произведениям. Другим значительным альманахом, отразившим декабристские влияния, явилась «Мнемозия», издававшаяся Кюхельбекером и Одоевским. Одоевский писал статьи по философии и эстетике, в к-ром он развивал идеи любомудров. Кюхельбекер возглавил критич отдел.

Большое знач.для выработки взглядов декабристов имели фр.просветители(Вольтер, Дидро,Руссо).

Несмотря на жестокие репрессии против участников революц.движ, Николаю 1 не удалось заглушить голос декабристов в лит. В печати, чаще всего анонимно, появляются отдельные произведения декабристов. В 1832 вышли в свет «Русские повести и рассказы» Марлинского, под псевданимом к-рого скрывался Бестужев. Условия реакции, обстановка каторги и ссылка наложили отпечаток на романтизм декабристов. Его боевой, наступательный дух ослабевает, усиливаются настроения трагич.обреченности, освободительные мотивы звучат приглушенно, полит.тематика не всегда выступает на первый план. Но декабристы не отказываются от идеала свободы. Они развивают идею историч.переемственности поколений, задумываются над взаимоотношениями героической личности и народа, над его истор.ролью.

Творчество Одоевского почти целиком протекало в условиях каторги и ссылки. После 1825 он стал наиболее последовательным выразителем декабристских настроений в поэзии. Готовность пожертвовать собой за счастье родины: «Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод». Ответ Одоевского на пушкинское послание в Сибирь: «Струн наших пламенные звуки…». Борьба с самодержавием: «Зосима», «Неведомая странница», «Кутья», «Старица-пророчица». Единственное крупное эпическое произведение – поэма «Василько»-проблема народа как главной силы в исторических событиях. Здесь отчетливо проявляются особенности декобристского эпоса: общественно-политическая тема определяет нац-исторический сюжет, свободный от любовной интриги.

Кюхельбекер до 1825 выступает преимущественно как поэт-лирик и критик. Долгие годы заключения в Сибири не сломили Кюхельбекера. Продолжая лит.труд, он не мог ничего увидеть в печати. Суждения Кюхельбекера о новых явл.в лит. вытекали из романтических предпосылок. Однако ему оказались не чужды и некоторые тенденции новой, реалистической эстетики. В последекабристской лирике иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного смирения: «19 октября 1828 года», «19 октября», «Участь русских поэтов». Создает цикл романтических поэм: «Юрий и Ксения», «Сирота». Характерной для декабристской лит.явл.трагедия на сюжет из античной ист-«Аргивяне» Кюхельбекера. Здесь он стремится показать крушения самодержавной власти. Но свободу завоевывает не сам народ. Это долг и заслуга отдельных героев. Трагедия полна революц.пафоса и носит ярко выраженный агитационный характер. Сохраняет черты традиционного жанра(хор,дает морально-политическую оценку героев и событий, идея рока, единство времени, речь высокая).К теме общественно-полит. борьбы обращена и историч.тррагедия «Прокопий Ляпунов». Здесь нашли отражения полит.взгляды самого Кюхельбекера.

Еще в период формир.революц-романтического течения Бестужев-Марлинский стал его крупнейшим теоретиком и критиком.В анонимной романтич поэме «Андрей, князь Переяславский», высказывает заветные мысли декабриста о справедливом общ-полит. строе, о народ.благоденствии, об идеальных отношениях между нар.и властью. Популярность ему принесли «Русские повести и рассказы». Основная идея повестей – отрицание общест.уклада, к-рый подавляет и уродует чел.личность. Особый цикл в творчестве представляют повести и очерки из кавказской жизни: «Аммалат-бек», «Мулла-Нур». Здесь он рисует типичные чувства, характерные для романтич.героя. К концу литдеятельности в творчестве отчетливее выступают реалистич.тенденции: «Мореход Никитин»