Жанр баллады и его эволюция в творчестве В. Жуковского. Его принципы поэта-переводчика (на конкретных примерах).

Билет 10

Народ и власть в «Борисе Годунове. Историзм трагедии. Проблема главного героя.

Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831)

Историческая драма о событиях 16 века, связанных с приходом Бориса Годунова, которого обвиняют в смерти царевича Дмитрия и наступлением Гришки, сбежавшего монаха и поднявшего восстание.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера. Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

Пимен не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более – к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо – величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедии классицизма шестистопный рифмованный стих пятистопным «белым», то есть нерифмованным, стихом. Самое остриё трагического в пушкинской драме – гибель прекрасного, подлинно человеческого. Придающий драматургии Пушкина целостное единство взгляд на жизнь связан с историческим временем, поэтическим мироощущением автора, светлый пушкинский гений проявился и в изображении трагического.

Ж.первый рус.романтик. В его творч.отразилось переходное состояние, в к-ром пребывало общество того времени. Особенностью его творчества явл. ее глубоко личный характер. Жуковский был сыном богатого помещика Бунина, однако отчество и фамилию получил от своего крестного. Образование: Московский университетский пансион. Лит.воспитание основывалось на принципах классицизма. Большое знач.имело сближение с семьей Тургеневых. Формир.Ж.как поэта началось на рубеже веков, в период попул. сентиментализма. Поэт испытывал на себе авторитет Карамзина. Поэтому в первый период творчества он выступал как поэт-сентименталист. Одно из первых его стихотворений – это «Сельское кладбище». Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся простые люди. Поэтому его раздумья принимают соц.окраску. Равенство всех перед лицом смерти-вот предмет размышлений поэта. В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, к-рый тоже почил в могиле. Это стихотворение представляло собой перевод Грэя и произвело огромное впечатление. Наиболее значит.элегией этого периода явл.стих. «Вечер». Описываемая природа раскрывает внутренний мир поэта, рождает тот или иной эмоциональный отклик. Лирический характер придается пейзажу за счет восклицаний, вопросов. Рассуждает о своем призвании. В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти. Миланхолия в лирике Ж.превращается в реальное психич.состояние, для к-рого поэт нашел разнообразные средства выражения. Попул. принесли баллады. Баллады писали до него, но именно Ж.. создал настоящую рус.балладу. Первая его баллада «Людмила». Здесь затрагивается тема любви и смерти. В балладах Ж. фантастич.и ужасное облекало переживания, близкие чел. «переходной эпохи». После Ж. печатает новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Весь сюжет трактован в рамках бытовой сцены гаданья девушек, что дало поэту воспроизвести черты рус.нац.быта, нар. обычаев-черта романтизма. Угрожающее соединение с мертвым оказывается лишь сном, а действие приходит к благополучной развязке: жених жив. Светлана в отличие от Людмилы не возраптала на провидение и поэтому обрела счастье. Главная идея: Ж.верит в вечность любви и счастья, условием чего явл.верность до гроба и за гробом.

Уже в элегии «Вечер» начинают звучать роматнические мотивы. Далее Ж.создает лирический цикл, в к-ром раскрываются мечты поэта, романтич.мир противопоставляется печальной дейтсвительности. Два события жизни нашли отражение в его романтич.лирике этих лет: потеря друга и «неразрешенная любовь». Во время Отечественной в.1812 Ж. вступает офицером в Московское ополчение. Плодом патриотического вдохновения явилась ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в штабе Кутузова. Это яркий пример рус.гражданской поэзии. Произведение связано с традициями одической поэзии. Это нашло выражение в высоком пафосе произведения. Но вместе с тем элементы оды сочетаются с чертами элегии. Певец запевает песню в ночной тиши(романтизм). В высоте мчатся тени героев прошлого. Общественные мотивы звучат в балладе «Эолова арфа». Ж.ставит вопрос о духовной близости людей при их соц.неравенстве. Дух. близость торжествует над соц.неравенством. Но это возможно лишь в мире романтич. мечты. В период общественного подъема, это произведение знаменует собой вершину романтич.поэзии Ж. Рядом с «Э.а.» стоит произведение «Теон и Эсхин», сочетающее черты элегии, баллады и идиллии. Тема: противопосталвение «нетленных» благ и благ «изменяющихся». Скромный в желаниях Теон нашел счастье, к-рое не может нарушить даже утрата любимого чел. Такой душевный строй делает чел.человеком. Ж.провозглашает человека святейшим из званий. Шедевром элегической лирик можно назвать «Славянку».Но скоро в поэзии Ж.наступает новый период в творчестве. Он становится известным при дворе и ему поручают обучение принцессы и царского наследника. Вскоре его возлюбленная выходит замуж, а потом умирает, что нашло отражение в творчестве. Но основной причиной поворота в творчестве были условия общест. и лит. жизни. В рус.лит складывается революц-романтич.течение. Ж.не пошел в сторону происходящих событий, стал отставать от передового лит движения. Все это выявила слабые стороны его романтизма. Он обращается к переводы баллады Гете – «Лесной царь». Период общественной деятельности начинает заслоняться внутренним миром сердца. Романтизм Ж.приобретает все более отчетливую мистическую окраску. Начинается нов.лирич.цикл поэзии мистич.романтизма. Началом нового цикла считается стихотворение «Невыразимое». Здесь затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее святые таинства слово и искусство бессильны. И все же стихотворения Ж. – есть настойчивая попытка передать эту красоту худ.средствами: «Море»

Оценивая все творчество Ж., следует сказать, что он внес в рус.лит.романтизм и тем самым подготовил возможность переворота, произведенного Пушкиным.