Научно-гигиеническая организация урока

ЛЕКЦИЯ №6.

ТЕМА: ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оптимальным является организация уроков в общеобразовательной школе в одну смену с 9.00 (допускается с 8.00). Уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При невозможности выполнения данного требования целесообразна организация учебных занятий в течение 6-дневной недели. Запрещается проведение уроков во вторую смену в 1, 2 и 5, выпускных классах, лицеях, гимназиях.Продолжительность урока в общеобразовательных учреждениях, в т. ч. лицеях и гимназиях не должна превышать:

Ø в первом классе – 35 мин,

Ø 2–11 классах – 45 мин.

На территориях, загрязненных радионуклидами целесообразно сокращение продолжительности уроков в первых классах до 30 мин, втором – четвертом классах до 35 мин, пятом – одиннадцатом классах до 40 мин. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку для соответствующих типов общеобразовательных учреждений. Недельная учебная нагрузка распределяется на 5 или 6 календарных дней. Гимназии и лицеи, где изучаются отдельные учебные предметы на повышенном и углубленном уровнях, работают по 6-деневной учебной неделе, за исключением первых классов. При поступлении в гимназию по окончании 4-го класса проводится экзамен (тестирование). При поступлении в лицей экзамен проводится после 9-го класса. Обучение учащихся в гимназиях осуществляется с 5 по 11 класс, в лицеях – с 10 по 11 класс.

В зависимости от целей и задач учебно-воспитательного процесса учитель выбирает тип урока. Чаще используется комбинированный тип урока. Он имеет следующую структуру: организационный момент, опрос, объяснение нового материала, закрепление пройденного и краткое обсуждение домашнего задания.

При планировании комбинированного урока необходимо знать следующее: ¾ его посвятить изучению сложного нового материала и ¼ времени отвести на опрос и повторение материала. Возможен письменный опрос в виде теста. Формы изложения материала в школе – объяснение, рассказ, беседа. Лекция же с конспектированием – форма работы, используемая в старших классах, поскольку у большинства учащихся среднего школьного возраста во время лекции возникает утомление, и они выключаются из учебного процесса. Однако для учащихся 7–11 классов в связи с усложнением программ устная форма изложения материала является недостаточной. Поэтому на уроке необходимо использовать информационные технологии

С младшими школьниками рекомендуются уроки-экскурсии, просмотры кинофильмов на уроке. Разработаны гигиенические требования к просмотру кинофильмов на уроке: для 1–4 классов –15–20 мин для 5–7 классов – 20–25 мин, 8–11 – 25–35 мин.