Орган слуха

Орган слуха и равновесия включает три отдела: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Наружное ухо – ушная раковина и наружный слуховой проход.

Среднее ухо – барабанная полость объемом около 1 см.

Внутренне ухо расположено в пирамиде височной кости. Состоит из перепончатого лабиринта, который расположен внутри костного лабиринта. Между обоими лабиринтами имеется пространство, заполненное перилимфой. Костная улитка образует 2,5 оборота вокруг горизонтально лежащего стержня-веретена. Перепончатый лабиринт повторяет форму костного и заполнен эндолимфой.

Часть лабиринта – улитка, представляющая собой спирально изогнутый канал вокруг костного стержня. Перепончатая ее часть – улитковый ход трехгранной формы находится в центре канала костной улитки. Выше и ниже улиткового хода располагаются спирально идущие каналы – лестница преддверия и барабанная лестница. Лестница преддверия открывается в преддверие, а барабанная лестница заканчивается круглым окном, прикрытым вторичной барабанной перепонкой.

В улитковом ходе находится рецепторный звуковоспринимающий аппарат – кортиев орган, от которого импульсы передаются с помощью слухового нерва в мозг.

Раздражение кортиева органа происходит следующим образом: звуковые волны достигают через наружный слуховой проход барабанной перепонки. Ее колебания проводятся по системе слуховых косточек. При этом основание стремечка – вторичная барабанная перепонка способствует передаче толчков на жидкость лабиринта улитки. Вследствие этого раздражаются рецепторные клетки кортиева органа, отростки которых направляются к нервным клеткам спирального узла. Отростки нейронов спирального узла образуют VIII пару черепных нервов.

Возрастные особенности слухового анализатора. Восприятие звуков отмечается в конце пренатального развития. Новорожденные и дети грудного возраста реагируют на изменение высоты, силы, окраски звука. Дифференцирование различных звуков (например, звука трубы, скрипки и др.) возможно уже на 2–3-м месяце жизни. С 3 до 6–7 месяцев дифференцировка звуков существенно возрастает: 7-месячные дети дифференцируют звуки, отличающиеся на 1 – 2 музыкального тона.

Наибольшая острота слуха, свойственна подросткам и юношам (14—19 лет). Изменяются с возрастом и пороги слышимости речи. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми, слушание музыки, обучением игре на музыкальных инструментах, пение. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к снижению слуха и даже к акустической травме.

Гигиена слуха
Действие шума. Уровень шума в 90 дБ (90 дБ – шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице) понижает возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшает координацию движений, отмечаются снижение остроты зрения, запредельное торможение, расстройство вегетативных функций, снижается производительность труда. Работа в условиях воздействия шума в 120 дБ через 4—5 лет может вызвать невроз. Появляются раздражительность, головные боли, расстройства эндокринной системы, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается тонус сосудов и ритм сердечных сокращений, возрастает или понижается артериальное давление.
Негативно влияние шума высокой громкости в помещениях, где включены на полную мощность радиоприемники, телевизоры и др.
Изменения в работе анализаторов происходят под воздействием «школьного» шума. Обычно уровень шума в основных помещениях школы колеблется от 40 до 50 дБ (табл. ). На уроках он регистрируется в диапазоне 50—60 дБ при частоте от 500 до 2000 Гц.