Возрастные особенности органа зрения и зрительного анализатора

Аккомодация. Нарушения аккомодации глаз

Структурно-функциональная организация проводниковой части зрительного анализатора

Структурно-функциональная организация периферической части зрительного анализатора

Фоторецепторы (световоспринимающие клетки) – палочки (120 млн) и колбочки (7млн),которые являются нервнымиокончаниямибиполярных чувствительных нервных клеток.

Фоторецепторы размещены неравномерно:колбочки находятся преимущественно в центральной части сетчатки, палочки – по периферии. Они воспринимают световые раздражения и преобразуют их в нервные импульсы. Колбочки – рецепторы дневного и цветного зрения, т. к. они воспринимают цвет. Палочки же – рецепторы сумеречного зрения, функционирующие только при слабом освещении. В палочках и колбочках находятся светочувствительные вещества, зрительные пигменты. Колбочки содержат пигмент йодопсин, а палочки – родопсин.

В промежуточном мозге зрительные нервы частично перекрещиваются,вследствие чего нервные волокна из правого глаза поступают в зрительные центры, находящиеся в затылочной доле левого полушария головного мозга, а из левого глаза, наоборот, в зрительные центры правого полушария

Место выхода зрительного нерва – слепое пятно, характеризующееся отсутствием фоторецепторов.

Лучи света, прежде чем достигнуть сетчатки глаза,проходят в глазном яблоке черезпреломляющую среду(хрусталик и стекловидное тело, камеры глаза).Наибольшее преломление происходит в хрусталике. В результате на сетчатке образуется действительное изображение рассматриваемого предмета, но обратное и уменьшенное. Аккомодация –способность оптической системы глаза обеспечить четкое изображение предметов, расположенных, как на близком, так и на далеком расстояниях. Аккомодация обеспечивается эластичностью вещества, образующего хрусталик и его капсулу и отсюда его способностью изменять свою кривизну.

 

АККОМОДАЦИОННЫЙ АППАРАТ: хрусталик, цилиарнаямыщца, цинновы связки.

НАРУШЕНИЕМ АККОМОДАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ БЛИЗОРУКОСТЬ!

Близорукость и ее профилактика:

Ø освещенность на рабочем месте – 400 люкс;

Ø расстояние от глаз до тетради – 30 см для всех возрастов школьников;

Ø правильная поза за столом, которая обеспечивается отрицательной дистанцией (край сиденья заходит за край стола на 5–8 см (для младших школьников – на 5–6 см, а для старших – на 8 см).

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых. В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия.

Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.