ЛЕКЦИЯ №1.
ЛИТЕРАТУРА.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Виды профилактики, выделяемые ВОЗ.
2. Основные направления профилактической деятельности.
3. Стратегии профилактики.
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Организм– это целостнаяфизиосистема, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся, реагирующая на различные изменения окружающей среды. Организм состоит из органов, которые в свою очередь состоят из тканей.
Орган– часть тела, имеющая местоположение, строение и выполняющая определенную функцию. Органы объединены в системы органов и аппараты органов.
Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой.
Различают следующие системы органов:
· Костную
· Мышечную
· Нервную
· Сердечнососудистую
· Лимфатическую
· Дыхательную
· Пищеварительную
· Мочевыделительную
· Половую
· Сенсорную
· Покровную
· Эндокринную.
Рост –количественные изменения в организме, заключающиеся в увеличении веса, объема, длины тела, массы отдельных органов. Рост происходит благодаря митотическим делениям клеток, увеличению их количества и размеров. Под воздействием ионизирующей радиации нарушаются митозы в клетках растущего организма и, соответственно, нарушается органогенез, что приводит к аномалиям развития.
Развитие –показатель качественных изменений в детском организме, которые выражаются в усложнении строения и функций, тканей, органов и всего организма в целом. Этот процесс называют морфологической дифференциацией, в результате которой органы детей приобретает форму, характерную взрослому.
Рост и развитие – единый весьма сложный процесс, характеризующийся следующими свойствами:
• связан с тканями, клетки которых активно делятся (эпителиальная, соединительная, мышечная);
• интенсивно протекает в детском и подростковом периодах жизни (рост удваивается к 4,5–5 годам; утраивается к 14–15 годам).
• В процессе роста и развития детей также выделяют периоды:
• •первый год жизни – первый период вытягивания, – длина тела ребенка увеличивается на 21–30 см, а масса – на 6–7 кг;
• •2–4 года – первый период округления, рост тела в длину замедляется;
• •6–7 лет–второй период вытягивания темп роста увеличивается, длина тела возрастает на 7–10 см за год;
• •7–10 лет – второй период округления, который характеризуется замедлением роста;
• •12–16 лет – третий период вытягивания, который характеризуется нарастанием темпа физического развития во время полового созревания.
В нормальных условиях рост и развитие органов, систем организма протекает непрерывно, но неодновременно и неравномерно, скачкообразно. Такое явление в физиологии называется гетерохронизмом. Теория гетерохронизмов предложена П.К. Анохиным (1898–1974). Гетерохронизм –это процесс, при котором в одном органе, или системе органов рост и морфологическая дифференциация тканей завершаются в разное время (неодновременно).
Формообразование –изменение пропорций растущего организма.
· У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела
· в 5–7 лет–1/6
· в 12 лет–1/7
· у взрослого– 1/8.