ЛЕКЦИЯ №1.

ЛИТЕРАТУРА.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Виды профилактики, выделяемые ВОЗ.

2. Основные направления профилактической деятельности.

3. Стратегии профилактики.

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Организм– это целостнаяфизиосистема, самостоятельно существующая, саморегулирующаяся, реагирующая на различные изменения окружающей среды. Организм состоит из органов, которые в свою очередь состоят из тканей.

Органчасть тела, имеющая местоположение, строение и выполняющая определенную функцию. Органы объединены в системы органов и аппараты органов.

Система органовгруппа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой.

Различают следующие системы органов:

· Костную

· Мышечную

· Нервную

· Сердечнососудистую

· Лимфатическую

· Дыхательную

· Пищеварительную

· Мочевыделительную

· Половую

· Сенсорную

· Покровную

· Эндокринную.

Рост –количественные изменения в организме, заключающиеся в увеличении веса, объема, длины тела, массы отдельных органов. Рост происходит благодаря митотическим делениям клеток, увеличению их количества и размеров. Под воздействием ионизирующей радиации нарушаются митозы в клетках растущего организма и, соответственно, нарушается органогенез, что приводит к аномалиям развития.

Развитие –показатель качественных изменений в детском организме, которые выражаются в усложнении строения и функций, тканей, органов и всего организма в целом. Этот процесс называют морфологической дифференциацией, в результате которой органы детей приобретает форму, характерную взрослому.

Рост и развитие – единый весьма сложный процесс, характеризующийся следующими свойствами:

связан с тканями, клетки которых активно делятся (эпителиальная, соединительная, мышечная);

интенсивно протекает в детском и подростковом периодах жизни (рост удваивается к 4,5–5 годам; утраивается к 14–15 годам).

• В процессе роста и развития детей также выделяют периоды:

первый год жизни – первый период вытягивания, – длина тела ребенка увеличивается на 21–30 см, а масса – на 6–7 кг;

2–4 года – первый период округления, рост тела в длину замедляется;

6–7 лет–второй период вытягивания темп роста увеличивается, длина тела возрастает на 7–10 см за год;

7–10 лет – второй период округления, который характеризуется замедлением роста;

12–16 лет – третий период вытягивания, который характеризуется нарастанием темпа физического развития во время полового созревания.

В нормальных условиях рост и развитие органов, систем организма протекает непрерывно, но неодновременно и неравномерно, скачкообразно. Такое явление в физиологии называется гетерохронизмом. Теория гетерохронизмов предложена П.К. Анохиным (1898–1974). Гетерохронизм –это процесс, при котором в одном органе, или системе органов рост и морфологическая дифференциация тканей завершаются в разное время (неодновременно).

Формообразование –изменение пропорций растущего организма.

· У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела

· в 5–7 лет–1/6

· в 12 лет–1/7

· у взрослого– 1/8.