Образ «мирового зла» в повестях Н. Гоголя: «Страшная месть», «Вий», «Портрет».

В основе «Страшной мести»(2-ой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») лежит легенда о двух братьях Иване и Петре. Шла война короля Степана с турчином. Иван поймал турецкого пашу и поделил царскую награду с братом. Однако брат захотел забрать все добро себе и столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Тем самым последним в роде был старик-отец красавицы Катерины, которую он возжелал. У Катерины был муж Данило Бурульбаш и годовалый сын. Узнал Данило, что отец Катерины колдун и заковал его в подвале в цепи, на следующий день должны были его казнить, но не за колдовство, а за сговор с ляхами, которые совершали набеги на местные земли. Однако колдун умоляет Катерину отпустить его, чтобы он начал праведную жизнь. Катерина верит и отпускает отца. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына. Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою. Тогда настигает колдуна всадник и сталкивает в пропасть, где мертвецы начинают его грызть.

«Вий».Три бурсака распускаются по домам. Сбившись в ночи, выходят к хутору, где их принимает старуха. Ночью старуха ловит Хому Брута и вспрыгивает ему на плечи. В полете Хома читает все молитвы, которые знает, ведьма слабеет, и они падают на землю. Бурсак хватает полено и избивает ее-и вот уже перед ним лежит молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев. Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму. Следующие три ночи Хома должен отпевать ее в церкви. В первую ночь он очерчивает вокруг себя круг. Панночка встает из гроба, но ничего не может сделать. С криком петуха ее труп падает обратно в горб. На вторую ночь происходит то же самое. Утром Брута находят еле живым и полностью поседевшим. Он просит отпустит его, бежит, но его возвращают обратно. На третью ночь Панночка вызывает Вия. Он приказывает поднять ему веки и указывает на Хому. Тот случайно смотрит на него, и бесы налетают на Хому. Дух вылетает из него.

«Портрет». Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.