ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА
Л Е К Ц И Я 11
Начальник учебного отдела Т.А.Дмитриева
КУРС ЛЕКЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ СМ И ФО
(СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ)
осенний семестр 2012-2013 уч.г.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |||||||||||||
2ч. | 2ч. | 2ч. | 2ч. | 2ч. | 2ч. | |||||||||||||
01.09 фк | ||||||||||||||||||
03.09 Спр | 04.09 Спр | 05.09 Спр | 06.09 Спр | 07.09 ин | 08.09 фк | |||||||||||||
10.09 Спр | 11.09 Спр | 12.09 | 13.09 | 14.09 ин | 15.09 фк | |||||||||||||
17.09 | 18.09 | 19.09 | 20.09 | 21.09 ин | 22.09 фк | |||||||||||||
24.09 Ч.л пр | 25.09 Ч.л пр | 26.09 Ч.л пр | 27.09 Ч.л пр | 28.09 ин | 29.09 фк | |||||||||||||
01.10 Ч.л пр | 02.10 Ч.л пр | 03.10 Ч.л пр | 04.10 Ч.л пр | 05.10 ин | 06.10 фк | |||||||||||||
08.10 Ч.л пр | 09.10 | 10.10 | 11.10 | 12.10 ин | 13.10 фк | |||||||||||||
15.10 Пр | 16.10 Пр | 17.10 Пр | 18.10 Пр | 19.10 ин | 20.10 фк | |||||||||||||
22.10 Ор ап | 23.10 Ор ап | 24.10 Ор ап | 25.10 Ор ап | 26.10 ин | 27.10 фк | |||||||||||||
29.10 | 30.10 | 31.10 | 01.11 | 02.11 ин | 03.11 фк | |||||||||||||
05.11 | 06.11 | 07.11 | 08.11 | 09.11 ин | 10.11 фк | |||||||||||||
12.11 | 13.11 | 14.11 | 15.11 | 16.11 ин | 17.11 фк | |||||||||||||
19.11 | 20.11 | 21.11 | 22.11 | 23.11 ин | 24.11 фк | |||||||||||||
26.11 | 27.11 | 28.11 | 29.11 | 30.11 ин | 01.12 фк | |||||||||||||
03.12 Ст з /4ч/ | 04.12 Ст з | 05.12 Ст з | 06.12 Ст з | 07.12 ин | 08.12 фк | |||||||||||||
10.12 Ст з | 11.12 Ст з | 12.12 Бж /4ч/ | 13.12 Бж | 14.12 ин | 15.12 фк | |||||||||||||
17.12 Бж | 18.12 Бж | 19.12 Бж | 20.12 Бж | 21.12 ин | 22.12 фк | |||||||||||||
24.12 Пс /4ч/ | 25.12 Пс | 26.12 Пс | 27.12 Пс | 28.12 ин | ||||||||||||||
Часы лекций: 2ч. 13.40-15.20 и 15.30-17.10 (если 4ч.)
Фк, ИН (практические занятия)-13.40-15.20
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Определения стрессорных состояний организма человека
2. Стрессогенные факторы
3. Фазы и механизмы адаптации организма к стрессам
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ стрессорных состояний
Стресс – /англ. stress – напряжение/ – разновидность системной, психофизиологической индивидуальной реакции с характерными, объективно регистрируемыми признаками изменений приспособительной активности организма в ответ на воздействие совокупности специфических, внешних факторов физической, психической и/или информационной природы, нарушающих устойчивую жизнедеятельность.
Стресс – генерализованная, защитная, нейро-эндокринная реакция организма, детерминированная генетической программой, предусматривающей возможность интенсивной мобилизации адаптивных резервов организма в целях поддержания его жизнеспособности в необычных, неожиданных или экстремальных условиях, создающих повышенное напряжение метаболических процессов, нарушение гомеостаза внутренней среды, соматических и вегетативных функций и психоэмоционального состояния индивидуума.
Общий адаптационный синдром (ОАС – понятие, введённое канадским исследователем Гансом Селье, 1936 ) – подразумевает совокупность специфических реакций, адекватных конкретным стресс-факторам и неспецифических приспособительных реакций физиологических систем организма, которые сопровождаются психогенным усилением их напряжения.
Проявление ОАС включает три последовательных фазовых состояний неспецифической адаптации организма под влиянием различных стрессогенных факторов и условий: I фаза – «тревоги», II фаза – «резистентности», III фаза – «истощения».
Дистресс – состояние длительного перенапряжения нейроэндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов, вызывающего истощение функциональных, метаболических и пластических резервов организма и провоцирующего развитие психосоматических заболеваний.
Стрессореактивность – выражение генетических, фенотипических, возрастных и половых особенностей индивидуальной реактивности механизмов стрессогенной адаптации, зависимых от состояния сознания, темперамента, интеллектуального опыта, качества субъективной оценки ситуации, способности к саморегуляции эмоционального статуса.
Стрессоустойчивость – степень индивидуальной стабильности и уравновешенности психоэмоциональных взаимодействий под сознательным, волевым самоконтролем, обеспечивающим поддержание жизнеспособности и работоспособности в стрессогенных и экстремальных условиях. Является тренируемым индивидуальным качеством самосознания и зависит от уровня развития и способности к мобилизации функциональных и психоэнергетических резервов организма.