ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Л Е К Ц И Я 11

Начальник учебного отдела Т.А.Дмитриева

КУРС ЛЕКЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ СМ И ФО

(СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ)

осенний семестр 2012-2013 уч.г.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота  
  2ч.     2ч.     2ч.     2ч.     2ч.     2ч.    
            01.09 фк
03.09 Спр 04.09 Спр 05.09 Спр 06.09 Спр 07.09 ин 08.09 фк
10.09 Спр 11.09 Спр 12.09 13.09 14.09 ин 15.09 фк
17.09 18.09 19.09 20.09 21.09 ин 22.09 фк
24.09 Ч.л пр 25.09 Ч.л пр 26.09 Ч.л пр 27.09 Ч.л пр 28.09 ин 29.09 фк
01.10 Ч.л пр 02.10 Ч.л пр 03.10 Ч.л пр 04.10 Ч.л пр 05.10 ин 06.10 фк
08.10 Ч.л пр 09.10 10.10 11.10 12.10 ин 13.10 фк
15.10 Пр 16.10 Пр 17.10 Пр 18.10 Пр 19.10 ин 20.10 фк
22.10 Ор ап 23.10 Ор ап 24.10 Ор ап 25.10 Ор ап 26.10 ин 27.10 фк
29.10 30.10 31.10 01.11 02.11 ин 03.11 фк
05.11 06.11 07.11 08.11 09.11 ин 10.11 фк
12.11 13.11 14.11 15.11 16.11 ин 17.11 фк
19.11 20.11 21.11 22.11 23.11 ин 24.11 фк
26.11 27.11 28.11 29.11 30.11 ин 01.12 фк
03.12 Ст з /4ч/ 04.12 Ст з 05.12 Ст з 06.12 Ст з 07.12 ин 08.12 фк
10.12 Ст з 11.12 Ст з 12.12 Бж /4ч/ 13.12 Бж 14.12 ин 15.12 фк
17.12 Бж 18.12 Бж 19.12 Бж 20.12 Бж 21.12 ин 22.12 фк
24.12 Пс /4ч/ 25.12 Пс 26.12 Пс 27.12 Пс 28.12 ин  
                                     

Часы лекций: 2ч. 13.40-15.20 и 15.30-17.10 (если 4ч.)

 

Фк, ИН (практические занятия)-13.40-15.20

 

 

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Определения стрессорных состояний организма человека

2. Стрессогенные факторы

3. Фазы и механизмы адаптации организма к стрессам

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ стрессорных состояний

 

Стресс – /англ. stress – напряжение/ – разновидность системной, психофизиологической индивидуальной реакции с характерными, объективно регистрируемыми признаками изменений приспособительной активности организма в ответ на воздействие совокупности специфических, внешних факторов физической, психической и/или информационной природы, нарушающих устойчивую жизнедеятельность.

Стресс – генерализованная, защитная, нейро-эндокринная реакция организма, детерминированная генетической программой, предусматривающей возможность интенсивной мобилизации адаптивных резервов организма в целях поддержания его жизнеспособности в необычных, неожиданных или экстремальных условиях, создающих повышенное напряжение метаболических процессов, нарушение гомеостаза внутренней среды, соматических и вегетативных функций и психоэмоционального состояния индивидуума.

Общий адаптационный синдром (ОАС – понятие, введённое канадским исследователем Гансом Селье, 1936 ) – подразумевает совокупность специфических реакций, адекватных конкретным стресс-факторам и неспецифических приспособительных реакций физиологических систем организма, которые сопровождаются психогенным усилением их напряжения.

Проявление ОАС включает три последовательных фазовых состояний неспецифической адаптации организма под влиянием различных стрессогенных факторов и условий: I фаза – «тревоги», II фаза – «резистентности», III фаза – «истощения».

Дистресс – состояние длительного перенапряжения нейроэндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов, вызывающего истощение функциональных, метаболических и пластических резервов организма и провоцирующего развитие психосоматических заболеваний.

Стрессореактивность – выражение генетических, фенотипических, возрастных и половых особенностей индивидуальной реактивности механизмов стрессогенной адаптации, зависимых от состояния сознания, темперамента, интеллектуального опыта, качества субъективной оценки ситуации, способности к саморегуляции эмоционального статуса.

Стрессоустойчивость – степень индивидуальной стабильности и уравновешенности психоэмоциональных взаимодействий под сознательным, волевым самоконтролем, обеспечивающим поддержание жизнеспособности и работоспособности в стрессогенных и экстремальных условиях. Является тренируемым индивидуальным качеством самосознания и зависит от уровня развития и способности к мобилизации функциональных и психоэнергетических резервов организма.