Философские и эстетические основы романтизма. Принцип двоемирия. Основные направления и традиции.

Билет3

Многообразие человеческих страстей в «маленьких трагедиях» (на конкретных примерах).

По характеру они близки к философской лирике. «М т» Пушкин написал в 1830 г. В центре внимания автора — «драматические изучения», по выражению самого Пушкина, касающиеся прежде всего тайн человеческого характера в связи с определенной исторической эпохой. «Маленькие трагедии» строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в «Скупом рыцаре». Новаторство замысла Пушкина он: лаконично и вместе с тем исключительно глубоко показал, как власть денег и вообще новые экономические отношения, вторгающиеся в европейскую жизнь, превращают Барона в ростовщика и стяжателя. Барон у Пушкина — зловещая, мрачная демоническая фигура, для которого золото заменило все — и родственные привязанности, и просто человеческие связи. Тема растлевающей власти денег.

Конфликт в «Моцарте и Сальери» основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостность и открытость души, подлинный артистизм. Сальери потрясен несправедливостью: «бессмертный гений» достался, с его точки зрения, «гуляке праздному». Для Моцарта музыка — великое искусство, для Сальери — ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери решается на преступление, на злодейство во имя высшей справедливости (как он ее понимает), «…Гений и злодейство // Две вещи несовместные».

В пушкинском «Каменном госте» мы встречаемся с новым и оригинальным истолкованием Дон Жуана. Дон Гуан у Пушкина — человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья. Это вовсе не традиционный развратник и соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, «весь переродился». Но безнравственное приглашение, обращенное к статуе, присутствовать на его любовном свидании с вдовой убитого им Командора вносит дополнительный оттенок в наше представление о пушкинском герое. В конечном счете речь идет о нравственной ответственности личности и за свою жизнь, и за жизнь других. Романтический герой не считается с законами, нравами, обычаями, легко переступает через них.

«Пир во время чумы» является вольным переводом одной сцены из пьесы английского драматурга Вильсона «Чумной город». Проблема жизни и смерти на протяжении всего творческого пути постоянно была в центре внимания Пушкина. Поэт прославляет не смирение и покорность перед судьбою, но величие человека, бросающего гордый вызов самой смерти.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности (Печорин в "Герое нашего времени" Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. "Я" - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

Общая характеристика русского предромантизма представлена двумя течениями:

Гражданский предромантизм Радищев, Фонвизин, молодой Крылов «карамзинизм» Карамзин, Муравьев, Капнист и др.

Общее:

1.Центральная проблема – проблема личности и индивидуальности

2.Отменили культ общего во имя культа частного

3.отказались от схематичности видения мира

4.Поняли действительное как конкретное и индивидуальное и увидели бытие через проблему человеческой и народной жизни.

Различия:

1.демократичность, политический радикализм и даже революционность. 2.требовали свободу личности от политического и социального гнета, провозгласив человека в его индивидуальном своеобразии высшей ценностью в мире; Заявляли права на национальное своеобразие в самоопределении народа, его политическом, культурном и эстетическом аспектах жизни. 1.либеральность и аристократичность   2.заостряли внимание на жизни личности, требовали ее моральной и духовной свободы, не нуждающихся якобы в юридическом или экономическом оформлении, а проблемы национального лица народа пытались решить в рамках консервативного традиционализма

Ветви русского романтизма (связано с нач.20 века и с поэтами допушкинской поры, т.к. в творчестве Пушкина и др. писателей кондаминировались(объединились)):

1.революционный /гражданский/активный (связан с творчеством поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер)

2.элегический/психологический/созерцательный/пассивный (Жуковский, Батюшков, Козлов)

Художественные открытия русского романтизма, создание новых образов и средств выражения – таковы основные заслуги романтиков. Романтики, обращаясь к прошлому, впитывали опыт и во многом подготовили базу для реалистической литературы.

Основные концепты русского романтизма:

1.открытие народности как основополагающей идеи. Этому открытию предшествовали активные поиски национальной самобытности. 3 сферы жизни были проакцентированы романтиками как особо значимые источники вдохновения:

- национальная история, национальная освободительная борьба, которые постепенно становятся ведущими темами русской романтической поэзии и прозы;

- народное поэтическое творчество, стимулирующее мощное развитие былинно-сказочных и песенных жанров с использованием народных преданий.

- психологическое бытописание (национальный быт и нравы в их нравственно-историческом и этнографическом освещении – это послужило материалом для произведения с экзотическими бытовыми традициями, соотносятся с судьбой одинокого таинственного героя, а также новостей из светской жизни.

Все тематические сферы становятся предметом вдохновения для писателей – романтиков.

1812г.- возникновение и развитие декабристов, обращение русской литературы к национальной истории приобретает особое значение, национальная история воспринимается в контексте современности.

Романтики поставили очень важную задачу: создание особого языка, передающего дух народа и историческую эпоху в ее субъективном восприятии. (Рылеев «Думы», «Войнаровский», Пушкин «Полтава», «Песнь о вещем Олеге»)

Романтики видели в истории не только способ познания национального духа, но и средства народного самопознания. «Переживание истории» в русском романтизме оказалось особенно острым, тесно переплетаясь с жизнью личностей, было проникнуто самобытным идеалом, который восходит к древнерусской литературе.

2.стихия устного народного творчества.

Под влиянием фольклора вырабатывается романтическая эстетика.

Романтики открыли эстетическую ценность фольклора в контексте письменной литературы, обнаружив в нем не только материал, подходящий в начало орнамента, но и целую идейно-историческую концепцию, плодотворно влияющую на художественное творчество.

Внимание поэтов-романистов декабристской поры было сосредоточено прежде всего на сказочно-фантастической и былинно-эпической народной поэзии, в ней искали вдохновение и исторические примеры.

Воображаемый мир становится органичным свойством романтической литературы.