Новокрестьянская поэзия.

Имажинизм

Эгофутуризм.

Ноябрь 1911 года, в Петербурге Игорь-Северянин (Лотарев) организовал «Интуитивную школу», затем переименовал его во «Вселенский эго-футуризм», а к 1913 году это объединение стало называться «Ассоциация эго-футуристов». В эту группу вошли Иван Игнатьев, Константин Олимпов (сын Константина Михайловича Фофанова), Васелиск Гнедов, Грааль Апрельский, Вадим Баян. Игорь Северянин называл это направление вселенский. Он в одном из своих произведений провозгласил лозунги эгофутуризма:

· душа – единственная истина;

· самоотверждение личности;

· поиски нового без отрицания старого (!отличие от футуристов).

· осмысленные неологизмы;

· смелые образы с использованием ассонансов (повтор одинаковых гласных) и диссонансов (многоголосица), яркие эпитеты, борьба со стереотипами и с «заставками», разнообразные метрики.

Северянин - лирик, ироник, эстетствующий поэт. «Хабанера №2» (1909г.).

Эстетическая платформа эгофутуризма изложена в 2х програмных статьях: «ГрамАта Интуитивной Ассоциации Эгофутуризму» (считают что осн.- Северянин, но и др. внесли лепту) и «Эгофутуризму» Иван Игнатьев.

Игорь Северянин подписал манифест «Идите к черту».

1918г. – зарождение нового поэтического направления - Имажинизм.

Приехали в Москву 3 провинциальных поэта: Анатолий Мариенгоф (Пенза), Иван Старцев (Нижний Новгород), Сергей Есенин (Рязань). К ним пришел Вадим Ширшиневич (мезонин к поэзии) и предложил создать группу. Для этого нужна была программа. В 1918 году она была уже опубликована, называлась она «Декларация». Ее принципы: отчистить форму от содержания (содержание – слепая кишка искусства)и выявлять жизнь через образ и ритмику образа.

Яркий представитель имажиниста Эзра Паунд.

Есенин в 1918 году входит в эту группу, он уже был сложившимся поэтом, со стройной эстетической платформой и глубоко продуманной поэтической теорией, в которой главная роль отводилась образу, созданному с помощью метафоры. Первым имажинистом он называл «слово о полку Игореве»

1918 г. - статья Есенина, которая тоже определяет эстетику имажинизма «Ключи Марии (Души)».

У имажинистов создается свое издание – журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». На улице Тверская в городе Москва открывается кафе «Стойло Пегаса».

Самое интересное произведение этого периода поэтическая драма «Пугачев» Есенина, сборник его же стихотворений «Москва кабацкая» и пьеса Мариингофа «Заговор дураков».

1928 г. небольшой роман Мариингофа «Циники».

1921 г. – возникли разногласия в среде имажинистов, это было связанно со статьей Сергея Есенина «Быт и искусство». Сергей Есенин выходит из рядов имажинистов.

1923 г. – имажинисты пишут свою программу «Почти декларация». Они расстаются со своим прошлым, которое называют буффонадой, и объявляют краеугольным камнем имажинизма психологизм и логическое мышление. В этом году имажинизм распался

Как поэтическая школа крестьянская поэзия сформировалась в ХIХ в. и была представлена творчеством Некрасова, Кольцова, Никитина, Сурикова.

В 1903 г. которые проповедовали идеи крестьянской поэзии, организовали кружок (литературно-музыкальный): Дрожжин, Шкулев, Ничаев, Леонов. Они продолжают развивать идеи своих предшественников (крестьянских поэтов).

В 10-е годы возникает новое поколение крестьянских поэтов, которые в 1915 г. организовали объединение «Краса»: Н. Клюев, С. Клычков, П. Олешин, С. Есенин, П. Карпов. Это объединение просуществовало недолго.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

· изображение русской природы»;

· изображение русской деревни, ее защита от «елезной» городской культуры;

· неприятие социального прогресса (Н. Клюев «Сосен перезвон», «Лесные были», «Мирские думы»);

· Связь с УНТ (устным народным творчеством);

· Изображение деревенской Руси в преданиях и поверьях (С. Клычков «Песни», «потаенный сад»);

· Мифологическая основа произведений (древнеславянская мифология);

· Слияние древней мифологии с бытовым описанием.

Все творчество новокрестьянских поэтов пронизано глубокой любовью к родине, к родной природе, к русской душе.