Лекция №4

Футуризм.

Акмеизм.

1. Зарождение акмеизма;

2. Значение объединения «Цех поэтов»;

3. Представители акмеизма;

4. Программа акмеизма;

5. Особенности акмеистической поэзий.

В 1909 г. в журнале «Аполлон» появились первые стихи Гумилева. Они отличаются от символизма.

В 1911 г. в Петербурге в среде поэтов возникает новое объединение «Цех поэтов» (Поэзия – это такое же ремесло, только работа со словом).

20 октября 1911 г. – первое заседание. Два поэта, Гумилев и Городецкий.

В 1912 г. на заседании было решено заявить о себе в прессе и назвать по-другому. Гумилев предложил адамизм – мужество, твердый взгляд на жизнь. Было принято назвать акмеизмом (от слова «акме» - расцвет, высшая степень чего-либо, вершина, острие). Это было описано в статье Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Четыре краеугольных камня: Шекспир (внутренний мир человека), Грабле (тело и его радость), Вийон (жизнь во всех ее проявлениях и противоречиях; жизнь, которая знает и Бога, и порок), Готье (нашедший в искусстве достойные формы).

Городицкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» (борьба между акмеизмом и символизмом сводятся к борьбе за реально существующий мир).

Осип Мандельштамп «Утро акмеизма» (значение внутренней внешней композиции, об архитектонике стиха) Камень – основа основ. Слово – это камень. Сборник «Камень».

Представители: Гумилев, Мандельштамп, Ахматова, Зенкевич Михаил, Влад Нарбут, Адамович, Лозинский, Иванов и другие.

Организационные центры: «Аполлон» редактор С. Маковский, журнал «Гиперборей» редактор М. Лозинский.

Объединение «Цех поэтов» просуществовало до 1914 г.

Ирина Одоевцева «На берегах Невы, на берегах Сены – о тех, кого она знала в Париже».

В 1921 г. Николай Гумилев обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре. 31 августа или 1 сентября был расстрелян.

1. Группы поэтов-футуристов;

2. Программы футуризма;

3. Представители русского футуризма;

4. Особенность футуристической поэзии.

В 1910 г. возникают несколько футуристических групп. Их было много разных, но объединяет их только название, возникшее в Италии.

В 1909 г. Маринетти опубликовал манифест «Футуризма» (утверждал полный разрыв с традиционной культурой; пропагандировал культ… , прокламировал апологию войны, его эстетическая платформа была крайне агрессивна).

Возникшие группы в Москве:

¾ «Мезонин поэзии» Вадим Шершеневич: Ивнев, Рюрик, Хрисанф;

¾ «Центрифуга» Сергей Бобров: Пастернак, Николай Асеев;

¾ «41 градус» Илья Сданевич: Игорь Тереньев;

¾ В 1910 г. «Гилея» Давид Бурлюк: его два брата Николай и Владимир Бурлюки, Василий Каменский, Вильемир Хлебников, Елена Гуро. В 1912 г. к ним примкнули Маяковский и Крученных.

 

 

Будетляне - российские футуристы (против итальянских (агрессивных) футуристов).

Кубофутуристы (кубисты).

1910 – «Садок судей» первый сборник российской группы футуристов Давид Бурлюк, Вилемир Хлебников и Василий Каменсикй.

1912г. – манифест «Пощечина общественному вкусу». Это был полемический прием для привлечения к себе внимания. Это был их протест против косности, устоявшихся принципов.

Кубофутуризмбыл течением урбанистическим (пронизанным течением города). Здесь отражаются:

· ритмы города, с часто его огрубленной лексикой;

· ярко выраженная психология «человека улицы»;

· демонстративное соединение высокого плана бытия и низкого;

· обновление поэтического языка, как они утверждали;

· главный технический принцип – принцип «сдвига»;

· новое отношение к слову порождает массу авторских неологизмов, в том числе и гибридных слов;

· использование вульгаризмов, включение в текст технических терминов;

· отказ от знаков препинания;

· попытка ввести телеграфный синтаксис (без предлогов);

· попытки использовать музыкальные и математические знаки;

· включение графических символов;

· включают эксперименты с расположением слов;

· использование разноцветных и разномастных шрифтов;

· активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и пр.;

· мировое пространство они воспринимают для себя как сценическую площадку;

· грядущая революция для них желанна;

· совместные выставки: «бубновый валет», «Ослиных хвост» – самые известные из них (книга Бенедикта Лившеца «Полутороглазый стрелец»);

· главные элементы – линия и цвет;

Сборники, которые открываются манифестами, статьями: «Садок судей II», «Сдохла луна»

Москва