Лекция 1.
06.09.12
Седативные, транквилизаторы, нейролептики, снотворные
Назначают в виде монотерапии в начальной стадии АГ, либо комбинируют с препаратами из других групп
YII. Препараты, влияющие на водно-солевой обмен – диуретики
Механизм гипотензивного действия связан с тем,что диуретики выводят из организма ионы натрия и воды, что снижает ОЦК- снижает АД
Показания: Применяют для планового лечения АГ в табл препараты фуросемид, гипотиазид по 1-2 табл – 1-2 раза в неделю утром натощак (более подробно смю лекцию «Диуретики»), верошпирон по 1-2 табл х 3 раза в день
Также для купирования гипертонического криза применяют фуросемид р-р 1%-2 мл в/в струйно по 2-6 мл
СРЕДСТВА ДЛЯ КУПИРОВАНИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОГО КРИЗА
(экстренного снижения АД)
Гипертонический криз- резкое повышение АД, обычно 200/100-120 и более, хотя возможен криз и при более низких цифрах АД, сопровождающееся нарушением кровообращения и функции внутренних органов.
Именно на фоне гипертонического криза возникают такие осложнения как инфаркт миокарда, инсульт, отек легких, нарушение зрения и др
П р и н ц и п и о к а з а н и я п о м о щ и:
- Помощь нужно оказывать при кризе немедленно
- Лекарства вводят в/в, в/м, в крайнем случае при отсутствии медикаментов возможен сублингвальный путь введения таблетированных лекарств
- Не рекомендуется быстро снижать АД, так как это приводит к ишемии жизненно важных органов (мозг, сердце, почки)
- Выбор препарата зависят от состояния пациента, его возраста и возникших осложнений со стороны сердца, мозга
П р е п а р а т ы д л я э к с т р е н н о г о с н и ж е н и я АД
Клофелин | в/м или в/в кап 0.01%-1 мл |
Фуросемид (лазикс) | в/в струйно 1%-2 мл ( 2-4 мл) |
Пентамин (бензогексоний) | в/м или в/в очень медленно на физ р-р стр под контролем АД 5%-1 мл, 2.5%-1 мл, вводят по 0.3-0.7 мл |
Дибазол Магния сульфат | в/в стр 1%-1 мл, по 3-6 мл в/м 25%-5 мл(10) |
Натрия нитропруссид | в/в кап 0.05 во фл на физ растворе |
Аминазин | в/в кап 2.5%-1 мл на физ р-ре |
Предмет и содержание гигиены детей и подростков, ее цели, задачи и методы исследования.
Наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил, она интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы применительно к растущему организму с учетом его возможностей и потребностей на данном этапе онтогенеза.
ГдиП является основной органической частью санитарно-эпидемиологической службы и самостоятельным разделом гигиенической науки. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что осуществляет охрану здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом – наиболее ранимой части населения, для которых характерно незавершенность развития, пластичность и большая степень подверженности влияния разнобразных факторов окружающей среды.
ГдиП призвана обосновывать и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения. В связи с этим она
· изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их взаимодействие на растущий организм
· разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила
· контролирует санитарное состояние детских и подростковых организаций
· обосновывает оздоровительные меропрития, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие ДиП.
Разделы ГдиП:
Дошкольная
Школьная (школы, интернаты, продленка)
Молодежи (студенты)
Особый раздел – ГдиП, имеющих дефекты развития (слепые, глухие…)
Объект изучения дисциплины – здоровье детских и подростковых коллективов, длительное время находящихся в своеобразных услових окружающей среды.
Цель – обосновать и разработать санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения, комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физического развития ДиП.
Задачи ГдиП:
Не нарушая естества, обусловленного природой развивающегося организма, целенаправленно воздействовать средой на воспитание здорового человека, совершенствуя его функциональные и физические возможности. Для этого необходимо
Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении здоровья ДиП
Контролировать своевременность и полноту проведения плановых мед. осмотров
Анализировать их результаты в каждом организованном колективе
Разрабатывать планы комплексных лечебно-профилактических мероприятий, контролировать их выполнение
Анализировать инфекционную заболеваемость на конкретной территории
Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия в критических ситуациях.
ГдиП связана с биологическими науками, со смежными гигиеническими дисциплинами, с эпидемиологией и микробиологией, с педагогикой и психологией, педиатрией и физиологией.
Основной принцип ГдиП – учет анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Принципы нормирования по Громбаху:
Обязательная предпосылка допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды - функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию
Нормы в ГдиП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах
Смена норма должна происходить не одновременно для различных факторов