Лекция №1
Обязанности пассажира и его ответственность
Единственной обязанностью пассажира, которую упоминает ст. 786 ГК РФ, является обязанность уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Плата за проезд пассажира и плата за провоз его сверхнормативного багажа определяется на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном действующим законодательством.
Пассажир обязан соблюдать правила поведения, установленные на транспорте. В соответствии со ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случаях:
• нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
• отказа пассажира, выполнять требования, предъявляемые федеральными авиационными правилами;
• если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
• нарушения пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета воздушного судна, либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со ст. 58 ВК РФ.
Следует иметь в виду, что отказ перевозчика от исполнения договора перевозки пассажира может последовать по причинам, которые не зависят от сторон договора.
Пассажирские перевозки осуществляются всеми видами транспорта: железной дороги, авиацией, авто, морскими и речными судами.
Виды транспорта, как средство доставки пассажиров от одного пункта к другому конкурируют между собой по:
· надёжности, регулярности и удобству в расписании;
· скорости доставки;
· комфортности поездки;
· стоимости перевозки.
Такие сравнения проводят пассажиры (потребители транспортных услуг) и конкурирующие между собой организаторы пассажирских перевозок.
В СССР прикладывались немалые усилия в стремлении развивать транспорт в Единой транспортной системе (ЕТС). Были достигнуты определённые успехи как в развитии технической базы транспортной системы, так и в методологии, аналитическом сравнении и выборе решений на межотраслевом уровне, то есть взаимодействие и согласование работы всех видов транспорта.
В системе морских пассажирских перевозок имеются принципиальные особенности: хотя пассажирский флот относится к транспортной сфере, но фактически является частью индустрии отдыха и туризма.
Морские и речные пассажирские суда, обеспечивающие отдых в путешествии – это, по существу, курорты.
Сравнивая условия на судне с условиями в доме отдыха, санаториях, то отдают предпочтение круизу, как более активному путешествию со сменой впечатлений. Таким образом, морской пассажирский транспорт, кроме сугубо транспортного обеспечения населения в поездках, выполняет и социально-экономическую функцию – это удовлетворение спроса населения в отдыхе.
Если поезд, самолёт или автобус могут служить лишь средством доставки человека к месту отдыха, то круизные суда сами по себе являются и местом отдыха, и средством комфортного морского путешествия.
Бурно совершенствуют специализированные круизные суда. Они стали автономными, комфортабельными и крупными центрами отдыха с развитой структурой общественных помещений и пространств, обеспечивающих широкий выбор форм проведения досуга, оздоровления.
Круизное судно стало городом-курортом.
С другой стороны, специализация флота привела к строительству огромных автомобильных и железнодорожных пассажирских паромов.
Паромы строят при наличии двух условий:
ü имеется устойчивый круглогодичный грузовой и пассажирский поток в обоих направлениях;
ü флот является единственным или лучшим видом транспорта.
Морской транспорт обеспечивает самую крупную партионность грузов и пассажиров. Если для автобусов она составляет 68человек, для авиации – до 500человек, для железной дороги – до 800человек, для флота – свыше 2000человек.
Скорость доставки является самым важным фактором для пассажиров.
На ряде направлений прямой морской путь с меньшей технической скоростью обеспечивает более быструю и надёжную доставку пассажиров.
Например, в 80-е годы на Чёрном и Азовском морях существовало несколько линий:
§ Одесса – Николаев – Херсон
§ Одесса – Скадовск
§ Одесса – Евпатория – Севастополь – Ялта
§ Одесса – Килия – Измаил – Рени
§ Мариуполь – Хельсинки
При этом Одесса – Очаков - 45мин, автобусом – 3,5часа.
Кроме того, к морскому пассажирскому транспорту относятся такие инновационные транспортные средства, как:
· катамараны;
· суда с малой площадью ватерлинии;
· суда на морской подушке;
· экранопланы.