К ответственности перевозчика

Размер страховой выплаты по Типовым правилам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

Ответственность перевозчика при перевозке пассажира на ВТ

Случай наступления ответственности Пределы ответственности по Российскому законодательству и Межд. Соглашениям
ВК РФ (в ред. Фед. закона №331-ФЗ от 4.12.2007 г.) Варшавская Конвенция и Гаагский протокол Монреальская Конвенция, 1999 г.
Причинение вреда жизни и здоровью пассажира 2 000 000 руб. (250 000 руб.-компенсация в счет возмещения вреда) 8300(16600) СПЗ (доп.Монр. прот. №1, №2 1975 г.) 100000 СПЗ  
Вред, причиненный багажу пассажира при перевозке в размере стоимости, но не более 600 рублей за кг веса 17 СПЗ за килограмм (доп.Монр. прот. №1 1975 г.) 17 СПЗ
Вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире в размере их стоимости, но не более 11 тыс. рублей на пассажира 332 СПЗ на каждого пассажира (доп.Монр. прот. №1 1975 г.) 1000 СПЗ

Примечание: на 01 декабря 2010 г. 1$ ≈ 31,33 руб., 1СПЗ ≈ 1,6$ ≈ 48,25 руб. по курсу ЦБ РФ.

Повреждения, повлекшие 1 гр. инвалидности Ампутация или потеря конечности Ожог с площадью более 50% 1 000 000 руб. на каждого пассажира
Повреждения, повлекшие 2 гр. инвалидности Психическое расстройство Множество переломов костей Снижение слуха, зрения на 50% и более 600 000 рублей на каждого пассажира
Кратковременное расстройство здоровья Повреждение мягких тканей, перелом одной из костей Рубцы на теле, лице, конечностях 300 000 рублей на каждого пассажира

 


Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом «О защите прав потребителей». Названный Закон установил и другой вид ответственности предпринимателя за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином-потребителем. Так, согласно ст. 15 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит Компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Определение размера компенсации за причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания - вопрос общий для любых случаев причинения морального вреда, неоднократно обсуждавшийся в литературе1. Транспортная организация осуществляет предпринимательскую деятельность. В связи с этим основания ее ответственности перед контрагентами определяются нормой п. 3 ст. 401 ГК РФ: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствия на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

Помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящая ее ст. 120 ВК РФ называет устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, предполагается транспортное средство, поданное под погрузку. Применительно к самолетам - посадка объявлена, самолет готов принять пассажиров. Ссылка воздушно-транспортного предприятия на то, что к очередному рейсу самолет не может быть подан в связи с «задержкой» в аэропорту отправления, не принимается во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства перед пассажирами, предоставив другой самолет. Не могут быть приняты во внимание и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горючего для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т.п. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации.

Ссылка ст. 795 ГК РФ на «иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика» ставит под сомнение общий тезис о безвиновной ответственности транспортной организации-предпринимателя по договору перевозки, в том числе за опоздание в подаче транспортного средства и просрочку в доставке пассажира. Очевидно, это указание закона следует трактовать ограничительно и оценивать «иные обстоятельства» в соответствии с категорией непреодолимой силы.

Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным между государствами в международно-правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированной СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция).

В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира. Конвенция не раскрывает понятие вреда. Следует полагать, что термин «вред» в данном контексте охватывает как имущественный, так и моральный вред. При этом всякая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности, является недействительной и не порождает никаких последствий (см. ст. 23 Варшавской конвенции). Таким образом, и в международных воздушных перевозках ответственность за просрочку в доставке пассажира не может быть снята с перевозчика ссылкой на условия, помещенные на обороте авиабилета о праве перевозчика отменить рейс, изменить расписание без предупреждения пассажира. Нельзя считать, что пассажир добровольно соглашается с условиями договора перевозки, обозначенными в авиабилете. Он участвует в договоре присоединения, условия которого односторонне навязаны перевозчиком. Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»: условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет указания о том, что время отправления и прибытия, указанные в билете, расписании или в других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира-потребителя по сравнению со ст.792 ГК РФ и ст. 103 ВК РФ.

1 См., напр.: Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. - М., 1997.