Технологический процесс предприятий морского и речного транспорта
Технологический процесс транспортных предприятий
Флот и порты - это главные элементы производственного процесса. От их работы в основном зависит эффективность осуществления процесса транспортировки грузов. Другие звенья морского транспорта обеспечивают работу этих двух подразделений.
Рассмотрим технологические процессы, свойственные этим двум элементам, по основным операциям и приемам.
Технологический процесс работы судна:
- подача судов под погрузку - распределение судов для перевозок и установление сроков постановки их под погрузку исходя из графика движения судов, их позиций и ситуации в портах;
- движение судов от исходных позиции с портами и перестановка их в порту;
- оформление прихода, маневрирование акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;
- подача извещения о готовности судна к грузовым операциям;
- стоянка судов под погрузкой - подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, а также судовых грузовых устройств;
- проверка готовности грузовых помещений;
- осмотр грузов с целью определения возможности их принятия к морской перевозке;
- работа грузовыми средствами судна;
- размещение и штивка груза в трюмах;
- крепление груза;
- закрытие люков;
- укладка и крепление грузовых стрел и судовых кранов по-походному;
- оформление грузовых документов;
- подготовка судов к рейсам - подбор карт и пособий;
- расчет курсов следования;
- выяснение обстановки плавания;
- бункеровка топливом, снабжение водой, материалами, инвентарем, продовольствием;
- определение и уничтожение девиации;
- подача заявок на буксир;
- оформление отхода;
- выход судов из порта - подготовка судовой энергетической установки; подготовка к буксировке для отшвартовки и отхода от причала;
- маневрирование на акватории порта и выход из него, т.е. завод буксирных канатов, отшвартовка, отход от причала, маневрирование, выход из порта;
- движение судна (плавание) - включает все операции по управлению судном в период плавания.
Рабочие процессы: вход судов в порты разгрузки и стоянки судов под разгрузкой - состоят из операций, аналогичных операциям, имеющим место в рабочих процессах при выходе судов из порта и их стоянке под погрузкой.
Рассмотренные операции каждого рабочего процесса являются наиболее характерными для большинства случаев. Однако в каждом конкретном случае возможно как отсутствие некоторых из рассмотренных операций, так и появление дополнительных операций. К примеру, при характеристике технологического процесса работы наливного судна дополнительно появляются операции связанные со шланговкой, а также взятием контрольных проб груза.
В целях экономии стояночного времени весьма часто совмещают отдельные операции, входящие в различные рабочие процессы. Наибольшее распространение имеет совмещение операций, связанных с подготовкой, судна к грузовым операциям, рейсам, с операциями, входящими в рабочие процессы.
Часто совмещают операции в пределах одного рабочего процесса или двух смежных рабочих процессов. Например, оформление грузовых документов, бункеровку, снабжение водой, материалами, продовольствием обычно проводят в период грузовых работ.
Технологический процесс работы порта:
- прием грузов к перевозке - распределение грузов между различными районами, участками, складами порта в соответствии с планом перевозок;
- подготовка порта, отдельных его районов, участков, причалов, складов, перегрузочных механизмов и устройств к приему грузов;
- прием груза от отправителя, включая перегрузку, взвешивание, маркировку и другие операции;
- оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;
- подготовка порта к приему судов - подготовка причалов, грузов и технических средств, необходимых для погрузки грузов в судно;
- сосредоточение грузов и механизации;
- составление грузовых планов;
- загрузка судов в порту - согласование грузового плана;
- распределение механизмов и рабочей силы;
- доставка грузов к причалу, погрузка, укладка и штивка их в трюмах;
- оформление грузовых документов на судне;
подготовка отхода судна, бункеровка топливом, снабжение водой;
- оформление грузовых документов в порту с последующей их доставкой на судно;
- подготовка технических средств и проведение подготовительных мероприятий, связанных с отшвартовкой судна и его выходом из порта;
- осмотр судна и оформление отхода.
Остальные рабочие процессы порта - подготовка его к приему груженых судов, выгрузка грузов и сдача их получателю - состоят в основном из операций, аналогичных рассмотренным выше при характеристике соответствующих рабочих процессов. Некоторые изменения в составе операций этих процессов вызываются главным образом технологией выполняемых работ. К примеру, при подготовке порта к приему груженого судна возникает необходимость в проведении операций, связанных с подготовкой (подачей) порожних железнодорожных вагонов, подготовкой складских помещений.
В технологическом процессе работы порта, как и судна, возможно совмещение процессов, операций и приемов. Совмещению подлежат прежде всего те операции, которые могут выполняться параллельно. Например, иногда можно совместить операции, связанные с приемом грузов к перевозке, с операциями, входящими в такие рабочие процессы, как прием судов и их загрузка. Отдельные операции, связанные с загрузкой судов, могут быть совместимы с операциями по подготовке отхода судна. В выполнении большинства операций одновременно участвует судовой экипаж и коллектив порта.
Главное при организации транспортного процесса - не только увязать все операции в технологической последовательности, но и добиться их четкой согласованности во времени, обеспечив тем самым выполнение перевозки грузов в минимальные сроки. Именно в совмещении и устранении отдельных операций, тесной увязке их в технологической и временной последовательности кроются важнейшие резервы, использование которых позволяет повысить эффективность работы морского транспорта.