Планирование перевозки грузов в условиях логистики
Лекция 7. Организация перевозки грузов
Аппарели
Задачей планирования перевозок грузов является уточнение объемов предстоящей транспортной работы, требование правильного распределения транспортных средств по объектам транспорта и видам перевозок.
К решению проблем доставки грузов необходимо подходить с позиций логистики, так как это проблема комплексная. На рынке услуг транспорта действует большое количество предприятий, которые могут удовлетворить запросы грузовладельцев на перевозку грузов. Грузовладелец выбирает оптимальный вариант обслуживания, то есть определенную совокупность предприятий транспорта, которые смогут обеспечить необходимые услуги. Однако грузовладельцы не имеют всей необходимой информации о возможностях тех, либо иных транспортных предприятий, поэтому они пользуются услугами посредников.
Для разработки структуры системы перевозок грузов заказчик дает посреднику информацию о следующем:
- вид и наименование груза (наливные, штучные, насыпные, крупногабаритные, тяжеловесные и т.п.);
- характеристика груза (цена, физико-механические свойства, вид тары и упаковки);
- место нахождение и доставки груза;
- перевозки массовые или небольшими партиями;
объем и периодичность перевозок (разовые, эпизодические, сезонные, регулярные);
- условия регионов перевозки (климатические и другие).
Грузовладельцы ставят к доставке грузов следующие требования: максимальная надежность, минимальное время, регулярность, гарантированные сроки, организация доставки "от дверей до дверей", приемлемая цена доставки, безопасность перевозки, возможность получения оперативной информации о движении груза и др.
Одной из важнейших задач логистики является оказание транспортно-экспедиционных услуг. Особое внимание уделяется этому в последние годы. К таковым относятся услуги, которые предоставляются клиентам по перевозке грузов, их экспедиции различными организациями посредниками.
По способам организации грузовые перевозки разделяются на децентрализованные и централизованные, которые бывают прямыми, смешанными и комбинированными.
При децентрализованной организации перевозок доставку грузов осуществляет потребитель, который заказывает транспорт, производит загрузку, экспедирование и выгрузку груза. При этом поставщик не заинтересован в механизации грузовых работ, сокращении простоя подвижного состава и эффективном его использовании.
Централизованные перевозки являются прогрессивным способом осуществления транспортного процесса и эксплуатации подвижного состава. Перевозка грузов таким способом дает возможность улучшить производительность труда на всех стадиях перемещения грузов, освобождения грузоотправителей и грузополучателей от забот касательно транспортировки грузов. При централизованных перевозках существенно сокращаются непроизводительные простои транспортных средств. Большие простои при условии "самовывоза" поясняется следующими причинами: груз не готов к перевозке; не готовы товарно-транспортные документы; отсутствует четкий график, вследствие чего возникают стихийные очереди под загрузку.
Организация централизованных перевозок дает возможность своевременно подготовить груз и документы для его перевозки, а также составить график очередности подачи и загрузки транспортных средств.
Важным организационным преимуществом централизованных перевозок является четкое разделение обязательств и ответственности между грузоотправителями, грузополучателями и транспортными организациями.
Это является предпосылкой организации эффективного технологического процесса, в котором каждый из участников доставки специализируется на конкретных видах работ, несет за них материальную ответственность, а также заинтересован в повышении эффективности каждой операции. Все это уменьшает суммарные затраты на перемещение грузов.
Доставка груза в срок - важнейшая задача транспортной логистики.
В соответствии с правилами перевозок транспортные организации должны доставить груз в срок.
Высокая скорость доставки груза может оказаться большим или меньшим преимуществом в зависимости от свойств самого груза. Чем ценнее грузы, находящиеся в процессе перевозок, тем значительнее средства, омертвленные в перевозочном процессе. Поэтому, при перевозки ценных грузов, необходимо использовать виды транспорта, обеспечивающие большую скорость доставки.
При этом можно идти на некоторые потери в себестоимости перевозок, если они компенсируются экономией в оборотных средствах, вложенных в грузы, находящиеся в пути.
Сроком доставки груза называется нормированное время, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен транспортом в пункт назначения.
Скорость доставки груза по видам транспорта зависит от дальности перевозки и увеличивается тем ощутимее, чем большее время затрачивается на начально-конечные операции.