Управление работой крана (load control)

Крепление крана по-походному (Securing the Cranes)

Место крана на судне (Position of cranes on the ship)

Мачты и краны устанавливаются исключительно в ДП, но сегодня довольно часто они перемещаются в сторону борта.

Следующие замечания могут иметь место по этому поводу:

− расположение крана в ДП благоприятно для остойчивости судна. С кранами в ДП крановщик имеет хороший обзор трюмов, но если высокий борт судна, обзор причала ограниченный. Нет также разницы, каким бортом судно ошвартовано к причалу;

− если краны смещены к одному борту судна, то ЦТ судна смещен в сторону того же борта судна. Поэтому только крупные суда, где масса кранов очень мала по сравнению с общей массой судна, могут иметь краны, смещенные к борту. Для крановщика обзор трюмов не так хорош, как в случае, когда краны в ДП, но обзор причала гораздо лучше. В дополнение, кран ставит груз значительно дальше от кордона причала.

− альтернатива, один кран слева, второй – справа (или два/два). Они не в центре, но сейчас половина кранов не на стороне причала. Обзор с этих кранов ограничен и плохое достижение места укладки груза на причале.

− если имеет место дистанционное управление (remote controls) (wireless), обзор с кабины крана не играет роли. Крановщик выбирает место для себя с наилучшим обзором и трюмов и причала.

Стрелы кранов являются объектом действия дополнительных сил при плавании на волнении. Поэтому стрелы имеют свои места парковки, подставки (Cradles) в которых они могут крепиться во время плавания. Это должно быть выполнено посредством:

− фиксированных или мобильных стоек (Boomrest) на палубе;

− фиксированных стоек на палубе бака, юта и т.д.

− соседних кранов как подставок, если длина стрелы крана равна расстоянию между двумя кранами;

− подставок на кабинах кранов, на которые стрела может ложиться, когда соседний кран не работает.

 

а) скорость поворота (slewing velocity)

Поворотные грузовые краны имеют длинный грузовой шкентель (cargo runner, hoisting wire), к которому крепится груз, особенно в положении, когда стрела находится близко к вертикали. Если кран поворачивает, начальная скорость перемещения груза будет меньше, чем скорость поворота стрелы. Затем перемещения груза увеличивается. Когда стрела достигает своего финального положения и останавливается, груз еще продолжает движение по инерции. Умение крановщика позволяет ему положить груз в нужное место.

Объективным для поворотного крана есть то, что горизонтальная инерция груза делает трудной аккуратную укладку груза. Поэтому высокие скорости погрузки и выгрузки не могут быть получены. У многих кранов с большим вылетом стрелы угловая скорость во время поворота автоматически уменьшается в соответствии со следующим:

− силы ускорения и замедления увеличиваются с площадью вылета стрелы;

− центробежные силы, которые дают грузу тенденцию покидать траекторию окружности, увеличивают площадь круга описываемого стрелой;

− крановщики могут управлять грузом до максимальной угловой скорости 2.5 – 3 м/с.

 

в) грузоподъемность (lifting capacity)

Максимальное значение тяги барабана лебедки, в среднем, 10-25 тонн. Если стрела опущена и радиус действия крана увеличился, груз, свешивающийся с конца стрелы, увеличивает момент крана (tipping moment). По этой причине максимальный груз всех кранов зависит от радиуса перемещения груза (обратно пропорционально).

В некоторых кранах максимальная сила тяги лебедки автоматически уменьшается, когда вылет стрелы увеличивается. Это предотвращает подъем груза, когда вылет стрелы очень большой (защита груз/инерция) (load / momentum limit)