Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте

Порядок открытия автобусных маршрутов


Выбор автобуса существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и эффективность использования автобусов, обеспечивающее обслуживание населения с наименьшими транспортными издержками, может быть обеспечено в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.

Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению времени ожидания на остановках, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок. Эксплуатация автобусов малой вместимости на маршрутах с мощным пассажиропотоком уменьшает интервалы движения, но увеличивает потребность в подвижном составе, повышает загрузку улиц и магистралей, снижает производительность работы.

При выборе автобусов малой вместимости, прежде всего, учитывают:

Ø Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»

Ø Неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута

Ø Целесообразный интервал следования автобусов по часам суток

Ø Дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц

Ø Провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 час в одном направлении

Ø Себестоимость автобусных перевозок.

 

Таблица Соответствие типа автобуса и его рациональной вместимости

 

Наполнение на наиболее загруженных участках маршрута в час «пик», пасс. Общая вместимость автобуса с учетом сидящих и стоящих мест, пасс.
До 350 30 - 35
350 - 700 50 - 60
701 - 1000 80 - 85
Более 1000 110 - 120

Правильный выбор маршрутов следования автобусов оказывает решающее влияние на общую величину времени населения на передвижение и эффективность использования подвижного состава.

При выборе и обосновании маршрутов руководствуются следующими требованиями:

Ø Основные пункты транспортного тяготения и массового скопления пассажиров связываются между собой по кратчайшим направлениям

Ø Маршруты должны обеспечивать беспересадочные поездки пассажиров по основным направлениям следования

Ø Маршруты городских сообщений должны обеспечивать удобство пересадки пассажирам пригородных и междугородных сообщений на транспортные средства других видов городского транспорта

Ø Протяженность автобусных маршрутов определяют в зависимости от размеров и планировки города с учетом равномерного наполнения транспортных средств по всей протяженности в различные периоды суток

Ø Автобусные маршруты устанавливаются при наличии достаточно благоустроенного дорожного полотна, с учетом ширины и продольного профиля улиц, а также эксплуатационно-технической характеристики автобуса

Ø Автобусные маршруты городских сообщений должны быть согласованны между собой и с маршрутами других видов пассажирского транспорта, а также железнодорожным, воздушным, водным транспортом.

Маршрут большой протяженности имеет следующие преимущества:

Ø Обеспечивает беспересадочное сообщение между периферийными пунктами города

Ø Не требует организации конечных пунктов в центральной части города

Ø Обеспечивает более высокую эксплуатационную скорость за счет уменьшения времени простоя на конечных пунктах

Короткий маршрут имеет следующие преимущества:

Ø Облегчает достижение более равномерной загрузки автобусов на всем протяжении маршрута

Ø Обеспечивает более высокую регулярность движения

Оптимальный перегон городских маршрутов 300-500 метров, пригородных маршрутов 800-1200 метров.

 

 
 


Городские автобусные маршруты открываются (и закрываются) по согласованию с органами местной власти. По результатам работы их комиссии, в состав которой входят представители ГИБДД дорожных служб и пассажирского автопредприятия составляется акт с мероприятиями необходимыми для обеспечения безопасности движения и нормальных условий движения автобусов на маршруте. Только после этого открывается маршрут.

На каждый автобусный маршрут (до открытия движения) составляют паспорт, который содержит:

Ø Схему с характеристикой трассы – план и профиль пути состояние дорожного покрытия количество пересечений мест повышенной опасности и др.

Ø Тарифы на проезд

Ø Характеристика остановочных пунктов и линейных сооружений

Ø Расстояние между остановочными пунктами

Ø Систематически записывают итоговые показатели работы автобусов за каждый год и др.

Виды маршрутов: Г – городской, П – пригородный, М – междугородный.

Автобусные маршруты (до открытия) оборудуются:

Ø Средствами связи и сигнализации для контроля и регулирования движения автобусов

Ø Штамп – часами

Ø Указателями остановочных пунктов, посадочных площадок

Ø Стационарными сооружениями для обслуживания и отдыха водителей

Ø Площадки для разворота и отстоя

Ø Павильонами для пассажиров и др.

Об открытии или изменении маршрута население оповещают через СМИ, объявлениями в автобусах, на АВ и АС, не позднее, чем за 5 дней до изменения условий перевозок и за 10 дней до открытия или закрытия движения.

Правильно установленное время рейса определяет минимально допустимые затраты времени пассажиров на поездки.

Необоснованно принятое время рейса приводит либо к неоправданно низким скоростям движения, большим простоям автобусов на конечных и промежуточных остановках из-за имеющегося резерва времени, либо к нарушению установленных правил движения автобусов, несоблюдению безопасности движения, нарушению правил посадки-высадки пассажиров из-за недостатка времени.

Время рейса (t р) включает в себя:

Ø Время движения

Ø Время стоянки автобусов на промежуточных пунктах для посадки-высадки пассажиров

Ø Время простоя из-за задержки автобусов по причинам уличного движения

Время движения (t дв) зависит: от благоустройства улиц, планировки города, конструктивных и динамических особенностей автобусов, интенсивности уличного движения и характера его регулирования, от степени загрузки автобусов. Величина его складывается из времени, необходимого на разгон автобуса при трогании с остановки, на движение с установившейся допустимой скоростью, на торможение при подъезде к остановкам и времени, расходуемому на задержки по причинам уличного движения. Оно составляет примерно 80-85% общего времени рейса. В практических условиях нормативное время движения, а также общую продолжительность рейса определяют хронометражными наблюдениями, которые проводятся систематически техниками отдела эксплуатации в случаях: открытии новых маршрутов, изменений условий движения, замены типа автобусов, сезоны года и т.д.

На скорость движения автобусов влияют следующие показатели:

Ø Категория автомобильной дороги, ее параметры и состояние по участкам

Ø Интенсивность движения подвижного состава на отдельных участках дороги

Ø Вместимость автобуса и его эксплуатационно-техническая характеристика

Ø Время года и климатические условия

Ø Время суток, в течение которого осуществляется рейс

Нормирование скоростей сводится к выполнению следующих операций:

Ø Уточнение схемы маршрута, остановочных пунктов, изучение трассы, условий движения автобусов, посадки-высадки пассажиров на остановках

Ø Подготовка необходимой документации (хронокарта), часов

Ø Целодневные хронометражные наблюдения за движением автобуса, управляемого опытным водителем

Ø Расчет «допустимого» времени движения по каждому перегону в течении всего дня по результатам поездки

Ø Проведение хронометражных наблюдений на нескольких автобусах в каждый из периодов суток

Ø Обработка и анализ материалов наблюдения, расчет нормативов времени в целом за рейс и по контрольным участкам по периодам дня

Ø Проведение пробных рейсов

Ø Составление акта и утверждение нормативов времени.

 

Тема 1.6: Пассажиропотоки и методы их изучения