Лекция 18

Схема колебательной системы автомобиля

При исследовании колебаний все массы, составляющей автомобиль, делятся на две группы: массы подрессоренные и неподрессоренные. Подрессоренными считаются массы, вес которых передается на упругие элементы подвески, У автомобилей подрессоренными массами являются кузова и рама с укрепленными на ней механизмами; колеса в сборе с осями (мостами) относятся к неподрессоренным массам.

Реальная подвеска автомобиля может быть представлена схемой на рис. . Подрессоренные массы автомобиля mп закреплены на эластичных элементах подвески, имеющих жесткость Ср. Эластичные элементы соединены с неподрессоренными массами mн, которые через шины, имеющие жесткость Сш опираются на дорогу. При составлении уравнения колебательного движения подрессоренной массы в этом случае получающиеся выражения оказываются неудобными для пользования, а с допустимой для практики точностью можно учитывать неподрессоренные массы. Это объясняется тем, что величина неподрессоренных масс по сравнению с подрессоренной обычно очень мала, жесткость шин также значительно выше жесткости подвески (таблица ).

 

 

Таблица Суммарные жесткости подвески и шин

  Автомобили Жесткость
Передние колеса Задние колеса
подвеска шины подвеска шины
«Москвич» «Волга» «ЗИЛ-164 ГАЗ-51

Таким образом, схема последовательно присоединенных упругих элементов подрессоренной и неподрессоренной масс для исследования свободных колебаний автомобиля может быть принята в упрощенном виде, без учета неподрессоренных масс mн.

Для исследования колебательного движения с упрощенной схемой можно использовать уравнения, известные для свободных незатухающих колебаний тела, подставив в них вместо жесткости пружины С приведенную жесткость рессор и шин Спр. Для определения приведенной жесткости подвески и шин подсчитываем суммарный прогиб такой упругой связи:

 

   

где fР и fш – прогибы рессор и шин под действием груза G

Тогда приведенная жесткость подвески (рессор) и шин будет равна:

   

Подрессоренная часть автомобиля, как всякое свободное тело в пространстве обладает шестью степенями свободы и может иметь следующие (рис ) колебательные движения. Ввиду сложности исследования системы со многими степенями свободы обычно при элементарном анализе плавности хода автомобиля рассматривают только два вида колебаний подрессоренных масс: вертикальные линейные (вдоль оси ) и угловые продольные (относительно оси ). В соответствии с этим в дальнейшем будут рассматриваться колебания автомобиля как тела, имеющие две степени свободы. Кроме того, для упрощения выводов не будут учитываться влияние неподрессоренных масс, амортизаторов и эластичности подушек сидений.

 

 

 
 

 

Линейные: Вдоль оси X-X Вдоль оси Y-Y Вдоль оси Z-Z   Подёргивание Пошатывание Подпрыгивание
Угловые: Относительно оси X-X Относительно оси Y-Y Относительно оси Z-Z   Покачивание Галопирование Виляние (рыскание)

Расчетная колебательная система примет вид, показанный на рис. . Рассмотрение схемы показывает, что колебания автомобиля можно представить в виде колебаний отрезка АВ, проходящего через центр тяжести С автомобиля, причем точки А и В отрезка расположены над опорами передних и задних колес.

 
 

Рассмотрим некоторое промежуточное положение отрезка АВ. Пусть отрезок из своего нейтрального положения в результате колебаний переместится в положение А1В1. Центр тяжести С отрезка переместился на некоторую величину и занял положениеС1, а сам отрезок повернулся на угол α. Составим уравнение колебаний отрезка АВ.

Снизу вверх на отрезок действуют реакции эластичных элементов равные:

В точке А  
В точке В  

где и - части веса подрессоренной массы, приходящиеся на переднюю и заднюю подвески;

С1 и С2 – приведенные жесткости передней и задней подвески и шин;

и - перемещения точек А и В кузова.

В центре масс отрезка АВ действуют силы вниз: сила инерции

,  

и вес подрессоренных масс кузова G.

Уравнение колебательного движения (подпрыгивание) имеет вид:

   

или

   

Это дифференциальное уравнение вертикальных колебаний (подпрыгивание) автомобиля.

Для составления дифференциальных уравнений угловых колебаний автомобиля рассмотрим моменты сил, которые воздействуют на автомобиль. Момент Мр сил, создаваемых рессорами, стремящийся повернуть автомобиль относительно оси, проходящей через центр масс перпендикулярно продольной плоскости симметрии кузова, определим по выражению:

.  

Инерционный момент Мин сопротивляющийся этому повороту отрезка АВ (кузова автомобиля), равен:

   

Где ρ – радиус инерции подрессоренной массы автомобиля относительно оси, проходящей через центр масс перпендикулярно плоскости симметрии.

Эти моменты в каждый момент времени равны:

   

 

   

 

   

Для анализа колебательных движений автомобиля важным является изучение параметра движения точек А и В. Пользуясь схемой на рис. , определяем величины перемещений Z1 и Z2 этих точек.

   

 

   

 

Акустический комфорт характеризуется уровнем внутреннего шума и уровнем внутреннего шума при скорости 100 км/ч (ДВА).

Микроклиматический комфорт салона обеспечивают такие конструктивные факторы, как наличие системы вентиляции и фильтрации воздуха.

Легковые автомобили имеют принудительную и естественную вентиляцию, которая обеспечивает воздухообмен в салоне. Система вентиляции состоит из электрического центробежного вентилятора с воздуховодами и дефростерами, окон, дверей, вентиляционного люка, выпускных клапанов на кузове.

Комфорт пассажира зависит от равномерности распределения и скорости движения воздушного потока, температуры воздуха в салоне.

В зависимости от скорости движения воздушного потока человек воспринимает температуру воздуха по-разному. Так, температуру воздуха 27-29 °С при скорости потока 0,15-0,3 м/с человек воспринимает как температуру 24-26 °С, а 0,5-1,0 м/с — 20-22 °С.

В летний период излишний нагрев воздуха в салоне происходит из-за поступающего теплого воздуха и солнечных лучей, проникающих через прозрачные или открытые элементы кузова (стекла, люки), нагрева и передачи тепла от непрозрачных наружных панелей кузова, двигателя и агрегатов.

Воздухообмен основан на поступлении воздуха в салон из зоны повышенного давления в передней части кузова и выходе его в зонах разряжения — сбоку, сзади или в щели дверных проемов. Система вентиляции салона при закрытых окнах создает в нем избыточное давление, препятствующее попаданию внутрь загрязненного и запыленного воздуха.

При температуре окружающего воздуха выше 22 °С пассажиры открывают оконные стекла. В салон поступает большой объем воздуха, который не может выйти через выпускные устройства и выходит через те же окна. В салоне возникают локальные вихревые потоки с повышенным и пониженным давлением, которые обусловливают неравномерность воздухообмена в салоне и снижают микроклиматический комфорт.

Требования к эффективности вентиляции регламентируются стандартом ГОСТ Р 50993-96 "Автомобильные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности". В салон автомобиля из окружающей среды поступает воздух, который может содержать: отработавшие газы; газообразные промышленные выбросы, сажу и пыль; микроскопические грибки, бактерии, насекомых, пух, пыльцу и споры растений.

Концентрация токсичных, канцерогенных, сенсибилизирующих веществ в салоне автомобиля может быть в 3-6 раз выше, чем в окружающей среде, и превышать ПДК.

Для очистки воздуха, поступающего в салон автомобиля через систему принудительной вентиляции, у воздухозаборных отверстий перед панелью приборов устанавливаются системы очистки воздуха. До 70% автомобилей, выпускаемых в Европе и США, оснащаются такими устройствами.

Основные методы очистки воздуха — механическая фильтрация с использованием тонковолокнистых объемных сеток или бумаги; адсорбция на активированных углях; электростатический метод.

Изготавливаются следующие элементы для очистки воздуха: — однослойные, состоящие из пористой бумаги или микроволокнистых нетканых материалов (задерживают пыльцу растений, тополиный пух, сажу, пыль и насекомых);

— двухслойные, состоящие из механического внешнего фильтра и внутреннего абсорбционного (активированный уголь);

— трехслойные, состоящие из двух механических фильтров и адсорбента.

Фильтр должен сохранять необходимую и достаточную эффективность очистки воздуха и производительность при температурах от -40 до +80 °С, влажности до 95%, микробиологическую безопасность.

Комфортабельность салона определяется: комфортностью сидений, удельной полезной площадью салона (м2/чел.), полезной длиной и шириной салона (мм), наличием дополнительных приспособлений, повышающих удобство пассажиров.

Полезная длина салона — это горизонтальное расстояние от точки пятки водителя до контрольной точки посадки пассажира на заднем сиденье.

Полезная ширина салона — это ширина салона на уровне плеч пассажиров на заднем сиденье.

Удобство транспортировки грузов и багажа зависит от типа кузова автомобиля, объема (м3) и формы багажного отделения, возможности установки дополнительного багажника и прицепа.

Экономичность — совокупность свойств автомобиля, обеспечивающих наименьшие материальные затраты в течение срока службы или ресурса.

Экономичность автомобиля зависит от стоимости эксплуатации и обслуживания.

Затраты потребителя на эксплуатацию и обслуживание подразделяются на постоянные (налог с владельца транспортных средств, оплата государственного техосмотра) и эксплуатационные (оплата горюче-смазочных материалов, топлива, ремонта и технического обслуживания).

Затраты на горюче-смазочные материалы составляют наибольший удельный вес в расходах при условии надежности автомобиля и безаварийности движения. Эти затраты зависят от топливной экономичности автомобиля.

Топливная экономичность автомобиля характеризуется расходом топлива при эксплуатации в различных дорожных условиях (л/100 км). Согласно ГОСТ 4.396-88 в типовую номенклатуру показателей качества входят:

— расход топлива при движении с постоянной скоростью 90 км/ч;

— расход топлива при движении с постоянной скоростью 120 км/ч;

— расход топлива в городском цикле.

Эти показатели характеризуют объем топлива, расходуемого на 100 км пробега при заданных условиях движения автомобиля.

Обобщенный приведенный расход топлива устанавливается для автомобилей, у которых максимальная скорость выше 130 км/ч. Он определяется как арифметическая сумма 25% значений расхода топлива при скорости 90 км/ч, 120 км/ч и 50% значений расхода топлива в городском цикле.

Топливная экономичность зависит от конструктивных и эксплуатационных факторов. Ее повышают использование электронной системы смесеобразования; экономичное электрооборудование; эффективное использование мощности двигателя на основе применения механической коробки переключения передач; снижение веса автомобиля; оптимизация аэродинамических свойств кузова и другие факторы.

Расход топлива зависит от навыков водителя и его стиля вождения, умения использовать кинетическую и потенциальную энергию автомобиля. Экономия топлива может составлять до 25%. Чрезмерное увеличение скорости движения приводит к большому перерасходу топлива.

Правильный подбор шин автомобилей позволяет снизить коэффициент сопротивления трению качения на 10% и уменьшить расход топлива на 2,5-3,5%. Сопротивление движению может возникать из-за снижения давления воздуха в шинах и нарушения схождения колес.

Техническое состояние автомобиля оказывает существенное влияние на удельный расход топлива и силы сопротивления движению. Причинами увеличения расхода топлива могут быть неисправности системы питания и зажигания, плохая регулировка зазоров клапанного механизма и фаз газораспределения, износ цилиндров и колец, образование нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней, неисправности системы охлаждения и смазочной системы, применение топлива с низким октановым числом.

Надежность автомобиля оценивается по долговечности и безотказности.

Долговечность характеризуется установленным ресурсом (км) и коррозионной стойкостью кузова (лет). Коррозионная стойкость кузова определяется сроком службы кузова, календарной продолжительностью от начала эксплуатации автомобиля, в течение которой кузов не достигнет предельного состояния. Предельное состояние определяется наличием одной и более сквозных коррозионных перфораций, при которых эксплуатация кузова должна быть прекращена.

Читать еще

Экспертиза маркировочных обозначений автомобилей

Понятие о производстве автомобилей

Классификация легковых автомобилей

Особенности экспертизы легковых автомобилей

Хранение легковых автомобилей

Нормативные документы

ГОСТ Р 52530-2006 Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии