Надежность и безопасность

Информативность

Лекция 16

 

Безопасность автомобиля основывается на большом числе факторов.

Это свойство автомобиля в виде его конструкции и установленных на нем приборов позволяет водителю получать наибольший объем информации об окружающей его обстановке и условиях, техническом состоянии транспортного средства.

Конструктивная безопасность автомобиля — это свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть их последствий, не причиняя вреда людям и окружающей среде.

Конструктивная безопасность подразделяется на: активную, пассивную, послеаварийную, экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобиля снижать вероятность столкновения или полностью его предотвращать, когда водитель активными действиями противостоит аварии.

Она зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарита, веса), его динамичности, управляемости и информативности.

Пассивная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно уже случилось. Пассивную безопасность обеспечивают конструктивные мероприятия:

  • использование безопасных рулевых колонок;
  • использование ремней безопасности;
  • использование безопасного кузова и других элементов.

Послеаварийная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий. Сюда входят противопожарные мероприятия, эвакуация пассажиров и водителя из аварийного транспортного средства.

Специалисты выделяют понятия конструктивной и активной безопасности транспортного средства.

Конструктивная безопасность транспортного средства — это состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, которым должно соответствовать транспортное средство по завершений его изготовления, установленных в целях предотвращения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.

Эксплуатационная безопасность транспортного средства — это состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.

Безопасность автомобиля основана на пассивной и активной безопасности.

Пассивная безопасность автомобиля определяется конструкцией кузова, снижающей возможность нанесения тяжких телесных повреждений наличием и конструкцией ремней безопасности, подушек безопасности и др.

Ремни безопасности снижают травматизм и смертность. При столкновении автомобиля с препятствием водитель и пассажиры, не использующие ремни безопасности, могут получить травмы при скорости движения 20 км/ч, при правильном использовании ремней безопасности сохранение жизни возможно на скорости до 95 км/ч.

Подушки безопасности (аэрбек) надуваются генератором воздуха при столкновении автомобиля с препятствием и тоже снижают вероятность получения травм. Подушки размещаются перед водителем, перед передним пассажиром и с боков — в дверях, стойках кузова.

Сиденья автомобилей могут комплектоваться активными подголовниками, двигающимися к голове при ударе в автомобиль сзади.

Ремень безопасности должен выдержать нагрузку и обеспечить поглощение и рассеивание энергии движения тела человека. При накоплении и возврате энергии ремень способен отбросить человека назад, в сиденье (со скоростью до 35 км/ч при столкновении на 50 км/ч).

Во время столкновения автомобиля с неподвижным препятствием у взрослого человека среднего роста и комплекции перемещение груди не должно быть более 300 мм, сжатие грудной клетки — более 75 мм при усилии от ремня безопасности 1110 Н.

Ремни безопасности бывают диагонально-поясные с двумя лямками — поясной и диагональной (тип А); поясные с одной лямкой (тип В); сложной конструкции ранцевые (тип S) с большим количеством лямок, чем у типа А.

Диагонально-поясные ремни являются наиболее распространенными. Они выпускаются с аварийно-запираемым втягивающим устройством (инерционные ремни). Лямки ремней изготавливаются из синтетических (лавсановых, капроновых, нейлоновых) лент.

Втягивающее устройство ремня обеспечивает правильное натяжение ремня и легкость его уборки после использования.

Втягивающие устройства бывают ручными, блокируемыми вручную после регулировки; автоматическими, запирающимися сразу после застегивания; аварийно-запирающимися, не ограничивающими перемещение людей после пристегивания, блокирующими ремень в момент столкновения.

В некоторых устройствах используются предварительные натяжители, которые в момент столкновения уменьшают зазор между грудью человека и ремнем, натягивая его (ход до 150 мм). Предварительный натяжитель включается процессором во время или перед столкновением, он действует на втягивающее устройство, закручивая катушку, или на замок, натягивая сразу обе лямки.

Защищенность от посягательств на автомобиль зависит от противоугонной сигнализации, иммобилайзера, центрального замка дверей, усиления стекол.

Противоугонная сигнализация предупреждает владельца автомобиля о проникновении в салон, багажник, моторный отсек, при подъеме и перемещении автомобиля, об ударах по кузову путем подачи звуковых, световых и радиосигналов, кроме того, обеспечивает блокировку систем питания, зажигания, электрических цепей стартера при попытке кражи автомобиля.

Комплект противоугонной сигнализации включает центральный блок, брелоки управления, датчики и монтажные провода.

Центральный блок принимает сигналы, поступающие с датчиков и брелока, управляет работой всего охранного комплекса. В его памяти хранятся все настройки, по которым работает система.

Датчики — чувствительные элементы, воспринимающие воздействия и преобразующие их в электрический импульс, передаваемый в центральный блок. Существуют датчики открытия дверей, капота и багажника (концевые выключатели), удара, качания, контроля салона.

Сигнальные устройства включают световую сигнализацию, указатели поворота и (или) освещение салона и звуковую сигнализацию (сирену).

В систему сигнализации может входить пейджер — приемное устройство, предназначенное для совместной работы с системой, получающее сигналы о ее состоянии от передатчика, установленного в автомобиле. Дальность работы пейджера на открытой местности может достигать нескольких километров, в городе 150-300 м.

Иммобилайзер (обездвиживатель) — это устройство, блокирующее запуск двигателя. Включается автоматически, отключается контактным ключом при соединении его с разъемом иммобилайзера набираемой на клавиатуре цифровой комбинацией или брелоком. Может встраиваться в противоугонную сигнализацию или быть самостоятельным.

Система сигнализации управляется брелоком по радиоканалу (радиокодом) или в инфракрасном диапазоне.

Электрические реле и электромагнитные клапаны устанавливаются дополнительно для обесточивания электрических цепей и перекрытия трубопроводов.

Требования к сигнализациям нормируются ГОСТ Р 41.97-99 "Системы тревожной сигнализации транспортных средств".

Активная безопасность автомобиля определяется в первую очередь тормозными свойствами, которые проявляются при принудительном снижении скорости и остановке.