Лекция 2

Классификация двигателей

Классификация легковых автомобилей

Классификация грузовых автомобилей

Автомобильного транспорта

Классификация подвижного состава

Подвижной состав автомобильного транспорта можно классифицировать делением на транспортный и специальный.

Специальный подвижной состав предназначен для выполнения в основном нетранспортных работ, к нему относятся автомобили со специальными кузовами: автокраны, пожарные и коммунальные автомобили, санитарные, автомастерские;, спортивные автомобили; прицепы и полуприцепы (не транспортные).

Транспортный состав делится на грузовой и пассажирский.

К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы. Пассажирские прицепы и полуприцепы можно классифицировать и как грузопассажирский состав.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, тягачи, специализированные автомобили для перевозки различных грузов (самосвалы, цистерны, контейнеровозы и т.п.).

 

Грузовые автомобили классифицируются следующим образом:

по назначению: общего назначения (перевозят любые не жидкие грузы, а жидкости – только в специальной таре, кузов – платформа с бортами) и специализированные (предназначены для перевозки определенных типов грузов: различные цистерны, самосвалы, для перевозки скота и т.п.);

по проходимости: обычной (дорожной, для дорог с асфальтобетонным покрытием), наиболее распространены повышенной и высокой проходимости (для бездорожья или тяжелых дорожных условий);

по приспособленности к климатическим условиям: автомобили для умеренного , холодного (северного) и жаркого (тропического) климата; автомобили для холодного и жаркого климата выпускаются на базе автомобилей для умеренного климата;

по характеру использования: одиночные и тягачи (автопоезда). Автопоезд – это грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами (или полуприцепами).

Обозначения (индексы). Применяемые для базовых моделей грузовых автомобилей, состоят из обозначения завода-изготовителя и четырех цифр, первая из которых обозначает класс автомобиля,вторая – вид автомобиля, а две последние – номер модели (от 01 до 99).

Различается семь классов грузовых автомобилей (в зависимости от полной массы автомобиля) таблица 1.1

Таблица 1.1 Класс грузового автомобиля от массы

Полная масса, т до 1,2 от 1,2 до 2,0 от 2,0 до 8,0 от 8,0 до 14,0 от 14,0 до 20,0 от 20,0 до 40,0 Свыше 40,0
Класс

 

Для обозначения вида грузового автомобиля используются следующие цифры таблицы 1.2

Таблица 1.2 Цифра вида грузового автомобиля

Вид бортовой тягач самосвал цистерна фургон резерв специальный
Цифра

 

Например, запись ЗИЛ – 4314 означает, что завод-изготовитель ЗИЛ, его масса от 8,0 до 14,0 т, платформа бортовая, модель 14.

Общее число колес: n и число ведущих колес m указывается колесной формулой nхm, например запись 6х4 означает, что общее число колес – 6, ведущих – 4.

 

Легковые автомобили (вместимость не более 8 человек) классифицируются: по рабочему объему двигателя, по массе неснаряженного автомобиля (т.е. без водителя, пассажира, топлива, охлаждающей жидкости, инструмента, запасного колеса) , в соответствии с таблицей 1.3

Таблица 1.3 Индексы классификации легковых автомобилей

  Класс автомобиля   Группа   Индекс Предельные значения
Рабочий объем двигателя Масса неснаряженного автомобиля
особо малый до 0,849 до 649
от 0,85 до 1,099 от 650 до799
малый от 1,1 до 1,299 от 800 до899
от 1,3 до 1,499 от 900 до1049
от 1,5 до 1,799 от 1050до 1149
средний от 1,8 до 2,499 от 1150 до 1299
от 2,5 до 3,499 от 1300до 1499
большой от 3,5 до 4,499 от 1500 до 1900
более 5,0 Не регламентируется
высший - Не регламентируется  

 

Выпускаются легковые автомобили дорожной и повышенной проходимости.

Обозначения базовых моделей легковых автомобилей состоят из названия завода изготовителя, затем индекса, соответствующего рабочему объему двигателя (первые две цифры), последние две цифры – номер модели. Например, запись ВАЗ 2105 означает, что завод-изготовитель ВАЗ, относится к малому классу с объемом двигателя от 1,1 до 1,799 л, модель – 05. Для обозначения модификаций к этой записи добавляется пятая цифра.

 

Классификация автобусов

Автобусами считаются автомобили, вмещающие более восьми человек (включая водителя). Они классифицируются:

по назначению: городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (перевозка пассажиров по области), междугородние и туристические;

по форме кузова: бескапотные (или вагонного типа), длина кузова увеличена и сам кузов выполнен из двух или трех шарнирно соединенных частей), капотные и короткокапотные;

по расположению двигателя: возможно переднее или заднее расположение двигателя, бываютдвигатели с противолежащими цилиндрами (расположены между лонжеронами рамы);

по колесной формуле: полноприводные (4х4,6х6) и неполноприводные (4х2, 6х4, 8х4);

по пассажировместимости: в зависимости от длины существует пять классов пассажировместимости, таблица 1.4

 

Таблица 1.4 Классификация автобусов по пассажировместимости

Габаритная длина, м до 5,0 от 6,0 до 7,5 от 8,0 до 9,5 от 10,5 до 12,0 от 16, до 24,0 и сочлененные автобусы
класс название особо малый малый средний большой особо большой
  обозначение

 

по этажности: одноэтажные, 1 ¼ - этажные (окно и крыша приподняты над частью кузова), полутораэтажные (надстройка в виде этажа в задней части кузова) двухэтажные;

по герметизации кузова: закрытые и открытые кузова.

Этажность и герметизация считаются особенностями устройства кузова.

Обозначения базовых моделей автобусов состоят из названия завода-изготовителя, затем цифры, соответствующей классу (в зависимости от длины), второй цифры – вид, двух последних – номер модели. Например, запись ЛиАЗ – 5256 означает, что завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, машина относится к пятому классу (большие автобусы) с длиной от 10,5 до 12,0 м, цифра 2 означает вид – автобус, а номер модели 56.

Автобусы создаются на основе базовых грузовых автомобилей, в которых применены специальные автобусные агрегаты (задние мосты, коробки передач и т.д.).

 

Двигатель является одной из трех основных частей автомобиля. Большое разнообразие самоподвижных систем и выполняемых ими функций обусловило создание значительного количества разнообразных двигателей. Все существующие двигатели можно классифицировать:

по способу смесеобразования: различаются двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели, воспламенение при соприкосновении с нагретым в цилиндре воздухом) и внешним смесеобразованием (газовые и карбюраторные имеют принудительное зажигание от электрической искры), то есть, горючая смесь образуется соответственно внутри или вне цилиндров двигателя;

по способу выполнения рабочего цикла различаются двух- и четырехтактные двигатели;

по числу цилиндров различаются одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые двигатели;

по расположению цилиндров существуют двигатели с расположением цилиндров в один ряд(вертикально или наклонно) и с расположением цилиндров под углом (V – образные двигатели);

по способу охлаждения: двигатели имеют воздушное или жидкостное охлаждение;

по виду применяемого топлива различаются бензиновые (воспламенение смеси электрической искрой), газовые (воспламенение смеси электрической искрой), дизельные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления), многотопливные (самовоспламенение смеси от высокой температуры или давления) газодизельные двигатели.

Обозначения двигателей состоят из аббревиатуры завода изготовителя, далее стоит цифра, соответствующая классу двигателя (таблица 1.5), вторая и третья цифры – порядковый номер базовой модели (для дизелей начинается с 40). Следующая цифра – номер модификации (если имеется). Затем после точки ставится 10 - цифровое обозначение группы двигателей. Например, запись ЗМЗ-4063.10 означает, что завод изготовитель – Заволжский моторный завод, класс – 4(т.е. диапазон рабочего объема от 1,8 до 4,0 л), порядковый номер базовой модели – 06, модификация – 3, двигатель – 10.

Для обозначения деталей и узлов, составляющих двигатель, к обозначению двигателя добавляются еще пять цифр: две первые из них – номер типовой (сборочной) подгруппы (например, 11 – смазочный насос), последние три – номер детали по каталогу.

 

Таблица 1.5 Классификация двигателей для автомобилей

Класс Диапазон рабочего объема, л Модель двигателя Рабочий объем, л Марка автомобиля
от 0,85 до 1,1 МеМЗ-245.10 1,09 ЗАЗ-1105, -02288
от 1,1 до 1,8 УЗАМ-331.10 1,48 Иж-21261, -2126
от 1,8 до 4,0 ЗМЗ-4021.10 2,445 ГАЗ-3110, -31105
ЗМЗ-4062.10 2,30 ГАЗ-3110, -31105
ЗМЗ-4061.10 2,30 ГАЗ-3302
ЗМЗ-4063.10   ГАЗ-2217
от 4,0 до 7,0 ЗМЗ-511.10 4,25 ГАЗ-3307
ЗМЗ-508.10 6,0 ЗИЛ-431410
от 7,0 до 10 ЗИЛ-645.10 8,74 ЗИЛ-4331
от 10,0 до15,0 КамАЗ-740.10 10,85 КамАЗ-5320

 

 

Многоцилиндровые двигатели можно представить как несколько соединенных в одно целое одноцилиндровых двигателей, имеющих общий коленчатый вал. Цилиндры могут располагаться в один ряд (однорядная компоновка), при этом оси цилиндров расположены строго вертикально или под небольшим углом к вертикали (не превышающем 200). Цилиндры располагаются под значительным углом к вертикали (наиболее часто встречается V-образная двухрядная компоновка). Если угол равен 1800, то двигатель называется оппозитным (с противолежащими цилиндрами). V-образная двухрядная компоновка уменьшает габариты (длину и высоту) двигателя, она применяется в основном на грузовых автомобилях. Например, цилиндры (восемь) двигателя КамАЗ-5320 расположены в два ряда по ходу автомобиля под углом 900.

К недостаткам V-образной компоновки относится сравнительно большая ширина и более сложное изготовление.