Типология характеров в рассказах В. Шукшина.

Своеобразие национального характера в рассказах В. Шукшина.

Шукшин Василий Макарович (1929 - 1974), прозаик. Творческий путь Шукшина претерпел в течение 15 лет существенные изменения. Художник совершил переход от точных бытовых и житейских зарисовок, метких наблюдений за весьма разнообразными проявлениями народных характеров (порой преподанных в комическом или трагикомическом плане в качестве своеобразных «чудиков» и «странных людей») - к более драматическому и даже трагическому представлению роковых изломов как в отдельных человеческих судьбах, так и в исторических событиях прошлого или в конфликтных ситуациях настоящего. Все более явная склонность Шукшина к романному («Любавины», 1969; «Я пришел дать вам волю», 1971) и трагедийному (киноповесть и фильм «Калина красная») восприятию действительности опровергает сложившееся по поводу него устойчивое мнение.

Шукшин считался мастером рассказов, представителем так называемой «деревенской прозы», который и в кино якобы оставался певцом природной натуральности, сожалея о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях цивилизации. До «Калины красной» творчество Шукшина нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, ,бездуховности, оторванности от корней - и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей.
В рассказе Шукшина господствует диалог. Это и диалог в его классическом виде — как обмен репликами между персонажами («Хозяин бани и огорода», «Охота жить!», «Срезал», «Космос, нервная система и шмат сала») или как пытание героем самого себя («Думы», «Страдания молодого Ваганова»). Это и диалог в монологе — как’явная’или неявная полемика героя с чужим со­
знанием, представленным в голосе героя в виде зоны чужой речи («Штрихи к портрету», «Алеша Бесконвойный»), или как разно­ голосье в речи самого героя, обнажающее противоречивость его
собственного сознания («Раскас», «Постскриптум», «Два пись­ма», «Миль пардон, мадам!»), порой в одном рассказе переплета­ются несколько форм диалога («Верую!», «Письмо», «Земляки»).

Шукшин умел сказать тонкую, пронзительную правду о простом человеке. Подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, он пришёл в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской глубинки. Земля и люди, их бытие, их будущее – вот, что волнует Шукшина, приковывает его внимание. Прослеживая жизненный путь своих героев, он стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, доброту и терпение, стремление понять, во имя чего прожита жизнь – все те черты народного характера, которые присущи русскому человеку. Писатель стремится создать яркий, оригинальный образ, несущий на себе отпечаток времени. Его самобытность – в особой манере мышления, восприятия мира, в особом «угле зрения» на русского человека.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объёму, напоминают обычные , хорошо знакомые житейские сцены, будто случайно подсмотренные или подслушанные. Но в этих рассказах затрагиваются важнейшие вопросы человеческих отношений. Они заставляют читателя подмечать в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью. Но ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность. Чаще всего герои его рассказов – деревенские люди. Его привлекает к себе обычная жизнь обычных людей, где под покровом повседневности он мог разглядеть особенные черты, которые в совокупности и создают народный характер. Его интересует нравственный мир человека. В великом споре о человеческой душе писатель всегда на стороне оптимизма. И Шукшин выступает против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества. Характерная для рассказов Шукшина коллизия – столкновение «городского» и «деревенского» - выявляет социальные противоречия, конфликтные отношения между мечтой и реальностью «маленького человека», живущего в деревне. Исследование этих отношений и составляет содержание многих его произведений.

«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, центральным персонажем которого является Глеб Капустин – «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». «Пламенная страсть» героя заключается в желании «срезать», «осадить» земляков, добившихся в городе жизненного успеха. Из его деревни, хотя она была небольшая, вышло много «знатных людей»: полковник, два лётчика, врач, корреспондент. Когда знаменитые земляки приезжают на побывку, деревенский люд собирается, чтобы послушать дивные истории о незнакомой им жизни. Вот тогда-то Глеб Капустин и приходит, чтобы «осадить» знатного гостя. Так было, когда в деревню приезжал полковник, и наш герой с блеском и красиво его «срезал»: заговорили о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, и оказалось, что он не знает, кто велел поджечь Москву. Глеб вышел победителем, а расстроенный полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал.

В зависимости от личных пристрастий и социального опыта читатели могут увидеть рассказе либо бытовую притчу о том, как «умный мужик» перехитрил «учёного барина», либо зарисовку о «жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чём неповинному Константину Ивановичу. Однако, автор не разделяет ни той , ни другой позиции. Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Шукшин лишь подмечает особенности их конфронтации. Так, например, уже в начале рассказа он сообщает о нелепых подарках, привезённых гостями в деревню: электрическом самоваре, цветастом халате, деревянных ложках. Замечает автор и то, как кандидат «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу. С другой стороны мы видим, как Глеб «мстительно щурит глаза» , как будто «опытный кулачный боец». И лишь в конце финала автор сообщает нам о тех чувствах, которые испытывают присутствующие при этом словесном поединке мужики: «Глеб их по-прежнему неизменно удивлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Так рассказ завершается не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу. Простой человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь – внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они – «свои», деревенские, но и не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое – выявление причины взаимного непонимания между людьми. Всего на нескольких страницах рассказа Шукшин полностью создаёт человеческий характер и через него показывает целый пласт жизни, обогащая читателя более глубоким его пониманием. Яркая сторона индивидуального стиля писателя – богатство живой разговорной речи. Его герой – спорщик , опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий к месту вставить поговорку, пощеголять «учёным словцом», а то и выругаться. Именно язык – главное средство выражения характера Глеба Капустина.

Шукшин с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов подлинные исторические детали и черты. В его сатире меньше всего во внешнем рисунке повествования выражается настоящее внутреннее содержание героя. Но вся логика развития сюжета приводит его к саморазоблачению, к обнаружению собственной несостоятельности, к пониманию своей отрицательной сущности. Шукшину же хочется видеть человека прекрасным во всех его проявлениях : в труде, в высоте духовных и нравственных помыслов, в любви к женщине, в уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И это желание он выражает в своих рассказах. Именно поэтому его произведения так глубоко нравственны, они учат нас жизни, предостерегают от ошибок и плохих поступков, укрепляют нашу веру в неисчерпаемые возможности человеческой личности.