Характеристика управляющей подсистемы.

Тема 4.

Структура анимационной службы
Структура анимационной службы ТК должна формироваться как наиболее оптимальный инструмент решения перечисленных задач и реализации основных перечисленных функций анимационного менеджмента. Формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента является одной из главных задач главного аниматора туркомплекса.

Структура и кадровый состав службы зависит от величины, типа, функционального назначения туркомплекса, номенклатуры технических анимационных систем, географического расположения, концепции и программ анимации и т. д.

Характеристика профессии аниматора
Учитывая огромное значение анимационной деятельности как для общества в целом, так и для доходов туркомплексов (за счет качественного обслуживания и удовлетворения потребностей туристов, повышения спроса на качественный турпродукт), необходимо уделить самое серьезное внимание как подбору специалистов в службу анимации, работе этой службы в отеле (туркомплексе), так и подготовке специалистов для этой сферы деятельности. К числу общих и профессиональных качеств личности, которые необходимо иметь менеджеру по туранимации относятся: талант общения с людьми, качества прирожденного лидера, терпеливость, ответственность, интеллигентность, дипломатичность, тактичность, внимательность к мелочам, коммуникабельность, актерские задатки. Это должны быть люди творческие, владеющие иностранными языками, техникой паб-лик рилейшнз, так как они являются связующим звеном между руководством отеля и гостями. Теоретически, каждый служащий отдела анимации должен специализироваться в какой-то одной области, но по бюджетным соображениям это редко удается осуществить. Аниматоры должны разбираться в психологии и педагогике, в искусстве (в том числе музыкальном), в возрастных особенностях групп, быть разносторонне образованными. Они должны уметь составлять и проводить все вышеперечисленные виды анимационных программ во всех их конкретных формах.

Процесс преобразования потребностей туриста (гостя) в удовлетворенность производится на основе и с использованием взаимодействующих систем среды гостеприимства: материально-технической базы, природного комплекса, культурно-исторического комплекса, рекреационной инфраструктуры и обслуживающего персонала.

Удовлетворенность туриста путешествием, отдыхом определяется тремя основными взаимозависимыми и взаимообусловленными факторами:

1. ощущением исполненности желания, мечты, надежды (цели путешествия);

2. ощущением комфортности среды гостеприимства;

3. ощущением безопасности среды гостеприимства.

Гостиничная анимация осуществляет свой вклад в выполнение всех этих трех условий положительного преобразования потребностей в удовлетворенность, используя при этом все упомянутые системы среды гостеприимства. Комфорт безопасности у гостя наступает в том случае, когда он начинает ощущать в отеле дружескую атмосферу вокруг себя.

Для реализации такой эффективной анимационной деятельности нужны три составляющие:

1. материально-техническая база в основном для спортивно-оздоровительных и развлекательных занятий;

2. концепция гостиничной анимационной деятельности с приложением типовых анимационных программ и методик их адаптации к реальным группам и персоналиям;

3. талантливые аниматоры, которые способны воплотить эту концепцию, эти программы и методики в жизнь.

Центральную и системообразующую роль в этой тройке должен выполнять анимационный менеджер (в крупных отелях - главный анимационный менеджер), руководящий штатом талантливых аниматоров и косвенно управляющий через технического директора обслуживающим персоналом технических анимационных объектов и оборудования, а также работниками других служб, участвующих в обслуживании туристов.

Составляющими понятия «анимационный менеджмент» являются два понятия - «анимация» и «менеджмент»: анимация - как процесс предоставления туристу комплекса анимационных услуг с целью максимального удовлетворения его потребностей; и менеджмент - как система управления этим процессом с учетом стратегической цели и миссии отеля, стратегических ограничений, правил и условий, корпоративной гостиничной философии.

Таким образом, гостиничный анимационный менеджмент - это система управления процессом предоставления туристу комплекса анимационных услуг, направленная на достижение стратегической цели функционирования туркомплекса в условиях туристского рынка.

С точки зрения системного подхода анимационный менеджмент представляет собой (рис. 4.6) систему управления, в которой управляемой подсистемой (объектом управления) являются туристы, состояние их здоровья (физического, психического, нравственного, соматического), исполнительный персонал анимационной, технической и других служб туркомплекса, участвующих в процессе анимационного обслуживания туристов, а управляющей подсистемой является руководящий персонал анимационной службы туркомплекса, который выступает здесь в качестве системообразующего фактора. С другой стороны, анимационный менеджмент является подсистемой более общей системы управления туркомлексом (менеджмента гостеприимства).

Анимационный менеджмент включает стратегию и тактику управления. Стратегия управления анимационным процессом заключается в том, чтобы выдержать общее направление деятельности туркомплекса по обеспечению максимального удовлетворения потребностей туристов, особенно в части эмоционально-психического комфорта как составляющей среды гостеприимства, а также выполнить комплекс условий, правил и глобальных ограничений в анимационной деятельности с точки зрения внешней и внутренней среды и с точки зрения доходности гостиничного бизнеса. Тактика — это конкретные методы и приемы достижения цели в рамках принятых ограничений.

Анимационный менеджмент, как один из видов специализированного менеджмента, осуществляется посредством механизма, который работает в результате выполнения взаимосвязанных и взаимопроникающих во времени осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля анимационной деятельности.