Тема № 31
Назначение, классификация и область применения автогрейдеров. Технико-эксплуатационные показатели.
Грейдер - это землеройно-транспортная машина, основным рабочим органом которой служит грейдерный отвал. Грейдеры применяют для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, для сооружения невысоких насыпей, отрывки дорожного корыта и распределения, в них дорожностроительных материалов, планировки площадей, засыпки траншей и т.д.
Грейдеры делятся па самоходные (автогрейдеры) и прицепные. Наибольшее применение нашли самоходные автогрейдеры.
Современные автогрейдеры конструктивно подобны и выполнены в виде самоходных трехосных машин с полноповоротным грейдерным отвалом. Автогрейдеры используют на грунтах 1...III категорий. Процесс работы автогрейдера состоит из последовательных проходов, при которых осуществляется резание грунта, его перемещение, разравнивание и планировка поверхности земляного сооружения.
Автогрейдеры классифицируют по конструктивной массе, типу трансмиссии, колесной схеме и типу бортовых передач. По конструктивной массе автогрейдеры делятся на легкие (до 12т), средние (до 15т), тяжелые (более 15т). Колесная схема автогрейдеров определяется формулой А х Б х В, где А - число осей с управляемыми колесами; Б - число осей с ведущими колесами; В – общее число осей. Колесная схема автогрейдеров легкого и среднего типов -1x2x3, тяжелого типа -1x3x3.
По типу трансмиссии различают автогрейдеры с механической и гидромеханической трансмиссиями. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает автоматическое и плавное изменение скорости движения автогрейдера, механическая –ступенчато.
.
Рис.26. Автогрейдер среднего типа
Основное рабочее оборудование автогрейдера состоит из тяговой рамы, поворотного круга и отвала со сменными ножами. Полноповоротный в плане отвал обеспечивает работу автогрейдера при прямом и обратном ходах машины. Передняя часть тяговой рамы шарнирно соединена с рамой машины, а задняя часть подвешена на двух гидроцилиндрах, с помощью которых отвал устанавливают в различные положения: транспортное и рабочее. Угол резания отвала в зависимости от категории грунта регулируется гидроцилиндром. Вынос тяговой рамы в обе стороны от продольной оси машины обеспечивается гидроцилиндром. Дополнительное рабочее оборудование автогрейдера включает удлинитель отвала, кирковщик и бульдозерный отвал.
Отдельные автогрейдеры могут оснащаться автоматической системой управления отвалом, предназначенной для автоматической стабилизации отвала в поперечном и продольном направлениях.
Производительность автогрейдера, м3/ч, при профилировании земляного полотна определяется по формуле:
где V – объем призмы грунта, вырезанный за один проход, м3;
V=FL;
Кв – коэффициент использования машины по времени, равный 0,8 – 0,9;
t – время цикла, ч;
F – сечение стружки в призме волочения, м2;
L – длина прохода, м;
Производительность а км отпрофилированной дороги определяется по формуле:
где t – продолжительность профилировки, ч;
n – число проходов, равное 12 – 16;
vср – средняя рабочая скорость автогрейдера, равная 3000 – 4000 м/ч.