Общие сведения о трансмиссиях. Силовые и кинематические параметры передач.
Привод рабочих органов, ходовой части и других узлов машины осуществляется с помощью силовых передач, которые не только передают движение, но изменяют скорость, а иногда характер и направление движения. Передачи бываютмеханические, гидравлические пневматические и электрические.
Механические передачи разделяются на передачи трением (фрикционные и ременные) и передачи зацеплением (зубчатые, червячные и цепные). В каждой передаче элемент, который передает мощность, называется ведущим, а элемент, которому передается эта мощность, — ведомым. Чаще всего частота вращения ведущего п1 и ведомого п2 элементов различна. Отношение этих п1 к п2 называется передаточным числом
.
Передачи могут быть понижающие, когда i > 1; п1 > п2, и повышающие, если i > 1; п1 < п2. Понижающие передачи имеют наибольшее применение, так как частота вращения привода чаще бывает больше частоты вращения исполнительного органа.
Для ряда расчетов приходится определять мощность
Вт, или , Вт,
где Р—действующая сила; соответственно в кгс или Н; υ — скорость, м/с.
При вращательном движении
,
где R — радиус колеса или шкива, м; п — частота вращения, об/мин.
Подставим значения υ в формулу мощности
, Вт, или , Вт.
Так как PR = M, то
, кгс×м, или , Н×м
При передаче мощности от ведущего вала к ведомому имеются потери на трение, нагрев, аэродинамические и другие потери. Поэтому на ведомом валу мощность всегда меньше. Величина потерь мощности характеризуется КПД передачи и определяется как отношение величин мощности N2 на ведомом валу к мощности N1 на ведущем валу:
.
Величина момента М2 на ведомом валу равна произведению момента на ведущем валу М1на передаточное число и КПД:
.