Безопасность при эксплуатации тракторов в сложных дорожных условиях.

Пуск и остановка двигателя

Перед пуском двигателя водитель должен:

- провести ежесменное техническое обслуживание (ЕТО);

- запускать двигатель ТОЛЬКО с сидения механика-водителя;

- не запускать двигатель замыканием контактов стартера;

- если двигатель запускается при том, что рычаг переключения передач стоит на скорости, то система блокировки запуска не исправна. В этом случае неисправность должна быть незамедлительно устранена;

- проверить рычаг переключения передач находится в положении ПАРКОВКА;

- проверить вал отбора мощности отключен;

- рычаги управления навесным оборудованием перевести в нейтральное положение;

- ручной дроссель перевести в положение для малых оборотов холостого хода;

- проверить работу звукового сигнала;

- полностью отжать педали сцепления и тормоза.

Далее поворотом ключа зажигания ввести стартер в зацепление. После пуска двигателя отпустить ключ зажигания.

Избегайте поломки стартера. Не производить пуск стартером дольше, чем 30 сек. Перед повторной попыткой сделайте перерыв не менее двух минут, для охлаждения стартера.

Важно знать, что пока не установится рабочая температура, частота вращения коленвала двигателя ограничена, а также бортовая электроника может потребовать более длительного проворачивания коленвала при пуске двигателя.

Большинство современных тракторов оснащены системой автоматического глушения – двигатель глушится, если трактор в позиции ПАРКОВКА, нет на месте механика-водителя.

Если во время эксплуатации заглох двигатель, то во избежание перегрева немедленно перезапустите заглохший двигатель.

Остановка двигателя:

- остановите трактор и переведите дроссель в положение малых оборотов холостого хода;

- переведите рычаг переключения передач в положение парковка;

Опустите все рабочее оборудование на землю;

- убедиться, что рычаги управления навесным оборудованием находятся в нейтральном положении;

- убедиться что вал отбора мощности отключен.

Повернуть ключ в положение ВЫКЛ/OFF и вынуть его.

Приближаясь к препятствию оценивают условия его преодоления (для этого может быть необходима остановка трактора). Большинство препятствий преодолевают под прямым углом, что улучшает сцепление колес с грунтом, уменьшает вероятность заноса и опрокидывания трактора. Движение осуществляется на низших передачах, в случае пробуксовывания колес используют блокировку дифференциала.

Для преодоления трактором канавы рекомендуется следующая последовательность действий оператора:

- приближаясь к препятствию, включить одну из низших передач;

- в момент, когда передняя часть трактора станет опускаться, уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя;

- с момента достижения колесами дна канавы увеличить подачу топлива (готовя двигатель к преодолению увеличивающегося сопротивления);

- выезд на противоположную стенку канавы нужно сопровождать увеличением подачи топлива в цилиндры двигателя;

- с момента приближения задних колес трактора к канаве указанные действия повторить.

В тех случаях, когда канава имеет крутые стенки, а глубина достигает (или больше) радиуса меньших колес трактора, для преодоления препятствия необходим настил.

При преодоления препятствия типа бревна необходимо выполнить следующие действия:

- приближаться к препятствию на одной из низших передач до упора передних колес в бревно;

- увеличить подачу топлива и наехать на бревно;

- когда колеса окажутся на вершине немедленно уменьшить подачу топлива, притормаживая при спуске с бревна;

- при подходе к препятствию задних колес действия повторить.

Избегайте ям, канав и препятствия, которые могут привести к опрокидыванию трактора, в особенности на склонах. Избегайте резких поворотов на склонах.

Запрещается движение по краю оврага или крутых насыпей.

При выезде из канавы, вязкой трясины или на крутых подъемах трактор может опрокинуться назад. Подобных ситуации следует по возможности избегать.

Попытка освобождения увязнувшего трактора может создать такие аварийные ситуации, как опрокидывание увязнувшего трактора назад, переворот буксирующего трактора, захлестывание высвобожденной уз натянутого положения буксирной цепи или разрыв буксировочной сцепки. Сдайте назад, если трактор увяз в грязи. Отцепите всё прицепное оборудование. Подкопайте грязь с задней стороны задних колес. Подложите под колеса доски для достижения твердой опоры, и попытайтесь медленно сдать назад. При необходимости, подкопайте грязь спереди всех колес и попытайтесь медленно выехать вперед.

При подготовке трактора к работе в составе транспортного средства основного внимания требуют: тормозная система, рулевое управление, сцепное устройство. Присоединение к трактору полуприцепов осуществляется только посредством гидрофицированного крюка.

При повороте транспортного агрегата прицеп смещается к центру поворота, то есть движется по кривой меньшего радиуса, чем трактор. Поэтому, для проезда узкого участка с поворотом, например влево, трактор нужно вести к правому краю.

Движение горными дорогами. Приближаясь к подъему, оценивают его крутизну и длину, мощность двигателя трактора, сцепление колес с поверхностью дороги с той целью, чтобы выбрать такую передачу, на которой удастся преодолеть весь подъем без остановок.

При спуске выбирают такую передачу, на которой можно было бы двигаться в обратном направлении (на подъем) Движение на спуске с выключенной передачей запрещается (вследствие невозможности удержания агрегата от разгона и потери управляемости). Для надежного удержания агрегата на подъеме или спуске дополнительно к стояночному тормозу включают одну из низших передач (на подъеме переднего хода, на спуске заднего).

Преодолевая реку по дну, необходимо двигаться равномерно, прямолинейно, без остановок, на одной из низших передач.

При переправе по льду (если его толщина превышает 0,1 м) обе двери кабины должны быть открытыми, в кабине один человек (оператор), скорость постоянная. В условиях бездорожья движение должно быть со скоростью меньшей, чем в обычных условиях, без резких изменений скорости и направления движения, торможение производится двигателем или комбинированным способом, нельзя использовать движение накатом.

Запрещается движение транспортного агрегата ночью при неисправном освещении (сигнализации).

Буксировка. Буксировка тракторов (как исключение) производится с помощью гибкой (трос длиной 4-6 м) или жесткой (штанга металлическая диаметром 75-100 мм, длиной 1,5-4 м) сцепки. Мощность и масса буксирующего должны быть больше или одинаковы с буксируемым. На гибкой сцепке можно буксировать трактор с действующими тормозами, рулевым управлением, освещением. При неисправной тормозной системе трактора его буксируют на жесткой сцепке (должно быть исправным рулевое управление и сигнализация).