Лекция 2.
Основные эксплуатационные и технические характеристики машин и их определение.
К ним относятся:
1) производительность – это выработка количества продукции в единицу времени;
2) экономичность – это полезная отдача в сравнении с суммой расходов на эксплуатацию и все виды ремонтов за период эксплуатации машины. Под полезной отдачей понимается стоимость произведённой продукции за определённый срок;
3) прочность – это свойство материала деталей, узлов машины работать не разрушаясь (воспринимать рабочие нагрузки) в процессе эксплуатации;
4) надёжность – свойство изделий выполнять заданные функции в соответствии с паспортными данными без отказов в определённый промежуток времени;
5) долговечность – это свойство изделия выполнять заданные функции с учётом ремонтов в соответствии с паспортными данными до предельного состояния;
6) под предельным состоянием понимают такое состояния оборудования или машины, когда основные технические характеристики не соответствуют паспортным данным или машина опасна с точки зрения охраны труда и техники безопасности.
7) КПД – отношение полезной работы к затраченной.
8) массоёмкость изделий – это количество массы материала, приходящееся на конкретное изделие. Удельная массоёмкость изделия – это отношение массы изделия к основному эксплуатационному параметру, характеризующие изделие. Основной параметр изделия – это параметр, который его объёмно характеризирует. Массоёмкость – один из важнейших критериев высокоэффективного надёжного изделия, чем она меньше, тем оно более наукоёмко.
9) энергоёмкость – затраты энергии на производство продукции. Удельная энергоёмкостьпри эксплуатации – это отношение затраченной энергии при эксплуатации машины к основному параметру (например, для башенного крана – грузоподъёмность).
10) эргономичность – это свойство машины обеспечивать благоприятные условия эксплуатации для оператора (освещённость, минимальный звуковой режим, пыле- и влагонепроницаемость, удобство управления).
11) экологичность – это свойство машины не наносить вред окружающей среде, включая человека.
12) одним из основных показателей рационального использования машины является коэффициент использования машины . Он определяется как отношение фактического времени работы машины к календарному времени по её эксплуатации .
Величина коэффициента использования зависит от числа смен работы оборудования. Так для машин, работающих по календарному режиму, он зависит:
1) от числа рабочих смен;
2) от количества простоев оборудования (в смену) из-за ремонта и организационных недоработок;
При работе в 1, 2, 3 смены средние значения этого коэффициента составляет 0,4 0,6. При непрерывной круглогодичной работе .
Рентабельность машины – это отношение полезной отдачи (в грн.) за период эксплуатации к сумме расходов за тот же период .
Рентабельность должна быть в пределах 1,05 - 1,15. является суммой ряда составляющих, включающих стоимость: электроэнергии, материалов, рабочего инструмента, обслуживающего персонала, технического обслуживания, ремонтов, накладных расходов, амортизационных отчислений.
Годовой экономический эффект от работы машины равен разности между суммами полезной отдачи и расходами за год:
(грн.).
Суммарный экономический эффект за весь период эксплуатации оборудования может быть представлен разностью между суммами полезной отдачи за весь период эксплуатации и суммами расходов за этот же период:
(грн.).
Срок окупаемости определяется как: .
Это параметр, который определяется временем эксплуатации машины, за который она себя окупает.
Коэффициент эксплуатационных расходов на машину представляет собой отношение суммы расходов за весь период службы машины к стоимости машины:
.
Коэффициент стоимости машины – это отношение стоимости машины к сумме расходов за весь срок службы:
.
В институте машиноведения АН СССР были выполнены исследования оптимальной эксплуатации станочного парка СССР, результаты были приведены в виде графиков зависимостей. Анализ их показал, что при увеличении долговечности станков от 1 до 10 лет относительный экономический эффект (отношение экономического эффекта за весь период эксплуатации к экономическому эффекту за год (коэффициент экономической эффективности)) повышается в 19 раз. Экономическая эффективность может быть представлена зависимостью , т.е. экономический эффект возрастает быстрее почти в 2 раза, чем растёт долговечность. Например возрастает 8 при эксплуатации за год до 62 при эксплуатации 10 лет. соответственно снижается от 12,5% при годовой эксплуатации до 1,6% при 10-летней эксплуатации. Что ощутимо влияет на экономический эффект только в первые годы эксплуатации машины. Влияние долговечности и других параметров на экономичность машин было изучено и показано что рациональный выбор машины по её основным показателям позволит увеличить прибыль от её эксплуатации в несколько раз.
Анализ показателей при эксплуатации машин выполненный АН позволил выявить основные влияющие факторы, которые должны учитываться при приобретении оборудования и обеспечить получение прибыли от рациональной эксплуатации.
Рациональная долговечность использования машины должна определяться расчётом с учётом основных критериев рациональной эксплуатации оборудования. Этот расчёт должен учитывать коэффициенты влияния на экономичность и долговечность машин, оборудования, приведенные ниже.