Трехфазная асинхронная машина при вращающемся роторе

Режим двигателя

 

Рассмотрим два крайних режима двигателя:

а) холостой ход двигателя

При холостом ходе нет нагрузки на валу, ротор под действием вращающего магнитного поля статора разгонится до скорости близкой к синхронной, а ток статора равен току холостого хода. Мощность, потребляемая из сети пойдет на покрытие потерь, т.е.

Ро = Рэл1 + Рмг + Рмех + Рдоб

Разница между тр-м и двигателем будет только конструктивная. В двигателе имеется воздушный зазор. Поэтому ток холостого хода двигателя равен 20 ¸ 30% от номинального.

б) режим короткого замыкания

При этом режиме ротор механически заторможен, а обмотка ротора закорочена. К статору подводится пониженное напряжение, при котором ток имеет значение близкое к номинальному. Мощность короткого замыкания пойдет на покрытие потерь в стали и обмотках. При номинальном напряжении пусковой ток

Iп = (5 ¸ 7)Iн.

Используя данные режима холостого хода и короткого замыкания можно построить круговую диаграмму, а по ней определить рабочие характеристики двигателя при нагрузке.

 

 

 

При рассмотрении этого вопроса мы увидим, что частота ротора, ЭДС и индуктивное сопротивление с изменением скорости вращения ротора не остаются постоянными. Запишем выражение ЭДС неподвижного ротора:

для вращающего ротора

где f2 – частота ЭДС ротора

тогда

т.е. ЭДС ротора при вращении равна ЭДС неподвижного ротора на скольжение и частота ротора равна частоте неподвижного ротора (f1) на скольжение.

Индуктивное сопротивление ротора при неподвижном состоянии

где L2– индуктивность фазы ротора

при вращающемся роторе

т.е. индуктивное сопротивление вращающегося ротора равно индуктивному сопротивлению при неподвижном роторе на скольжение.

Таким образом, видим, что частота, ЭДС и индуктивное сопротивление ротора зависят от скольжения. Теперь можно записать выражение для тока ротора:

Ток ротора будет создавать магнитный поток.

1) Посмотрим, с какой скоростью будет вращаться магнитный поток созданный током ротора I2 по отношению к ротору.

2) Посмотрим, с какой скоростью будет вращаться магнитный поток ротора по отношению к неподвижному статору т.к.

Видим, что поле ротора независимо от скольжения по отношению к неподвижному статору вращается с синхронной скоростью, а поле статора так же вращается с синхронной скоростью по отношению к неподвижному статору. Поэтому в пространстве поле статора и ротора неподвижны между собой. Только при этом условии возможно взаимодействие. Ток ротора создает намагничивающую силу , по закону Ленца она направлена против намагничивающей силы статора. Поэтому уравнение н.с. запишется

.

При холостом ходе ток равен I0, по мере нагрузки E2 увеличивается, растет и I2 , увеличивается F2 и поток ротора, который размагничивает поток статор, что приводит к уменьшению ЭДС Е1 и к увеличению тока I1 до такой величины, чтобы скомпенсировать размагничивающий поток ротора и обеспечить постоянство потока.