Нормирование оборотного капитала, основные понятия, принципы и методы
Экономическое содержание, состав и особенности оборотного капитала энергокомпаний
Оборотный капитал – это предметы труда, выраженные в денежной форме и денежные средства в обороте.
Черты оборотного капитала:
· Тп.и.<1года;
· однократно участвует в производственном цикле;
· полностью переносят стоимость на себестоимость продукции за один производственный цикл;
· изменяют вещественную форму в процессе оборота.
Оборотные средства группируются
· по экономическому содержанию (рис.4.1)
Ø оборотный капитал в сфере производства;
Ø оборотный капитал в сфере обращения.
· по методу планирования
Ø нормированные оборотные средства;
Ø ненормированные оборотные средства.
· по способу формирования
Ø собственные оборотные средства – это прежде всего уставный капитал и прибыль, остающаяся в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Приравненными к собственным оборотным средствам являются пассивы – неснижаемый остаток кредиторской задолженности по зарплате, перед бюджетом, по отчислениям в социальные фонды.;
Ø заемные оборотные средства – краткосрочные кредиты банков, используемые для восполнения оборотных средств.
§
Рис. 4.1. Состав оборотного капитала.
Данный состав (рис.4.1) оборотного капитала характерен для ремонтных компаний. Для генерирующих и сетевых компаний в его составе отсутствуют сырье, покупные полуфабрикаты и полуфабрикаты собственного производства, незавершенное производство, готовая продукция на складе и в пути, так как полуфабрикатов киловаттчаса и гигакалории в природе не существует, а также ввиду совпадения во времени производства, передачи и распределения электроэнергии.
В состав оборотного капитала в атомной энергетике, наряду с вышеперечисленными составляющими (рис.4.1), входит первоначальная топливная загрузка, обладающая чертами оборонного и основного капитала.
Черты основного капитала:ядерное топливо находится в активной зоне реактора и переносит свою стоимость на себестоимость энергии в течение кампании реактора (2-3 года), стоимость ядерного топлива в активной зоне реактора и в бассейнах выдержки составляет 20 – 30% от стоимости ОПС.
Черты оборотного капитала:первоначальная загрузка используется в одном производственном цикле, длящемся 2-3 года и его стоимость переносится на себестоимость продукции в течение одного производственного цикла. Учитывая сказанное, стоимость первоначальной топливной загрузки классифицируется как долговременные оборотные средства.
Нормирование оборотных средств заключается в определении, на основе норм и нормативов, минимальной величины оборотного капитала, необходимого для выполнения производственной программы в плановом году.
Нормирование включает:
· разработку норм расхода – научно обоснованных максимально допустимых величин расхода ресурса на производство единицы продукции при данной технологии, режиме производства, уровне организации производства;
· установление норм запаса оборотных средств по элементам оборотных средств в сутках;
· определение норматива оборотных средств как произведения средне суточного расхода ресурса на норму запаса в натуральном или денежном выражении.
Нормирование удельных расходов топлива (норм расхода ресурсов) осуществляется на базе типовых энергетических характеристик турбин и котлов, которые должны пересматриваться не реже одного раза в 5-7лет.
Нормирование удельных расходов топлива обеспечивает:
· проведение объектного анализа работы оборудования ТЭС;
· выявление причин нерационального использования топлива;
· выявление резервов снижения удельных расходов.
Поскольку на удельный расход топлива влияет множество факторов, на которые не может повлиять персонал, в процессе нормирования рассчитываются следующие удельные расходы топлива:
· Исходно номинальный удельный расход (bисх.ном) - удельный расход топлива на отпущенный с шин станции (коллекторов) кВтч (Гкал). Рассчитывается на основе утвержденных энергетических характеристик агрегатов при фиксированных значениях внешних факторов.
· Номинальный расход топлива (bном) – удельный расход топлива на отпущенный с шин станции кВтч, рассчитанный путем введения к исходно-номинальному удельному расходу топлива поправок на отклонение фактических значений внешних факторов от их фиксированных значений (bi).
bном = bисх.ном bi;
· Нормативный удельный расход топлива (bнорм) – максимально допустимый, технически обоснованный удельный расход топлива на отпущенный с шин станции (коллекторов) кВтч (Гкал).
bнорм = bном[1+kp(1-)], где kp – коэффициент резерва тепловой экономичности; – степень использования резерва тепловой экономичности.
На основании bнорм рассчитывается средне суточный расход топлива
Вср.сут = bнорм* Эвырср.сут.
Норматив оборотных средств устанавливается:
· отдельно по номенклатурным позициям оборотных средств (например, NaOH, H2SO4);
· по группам оборотных средств(химические реагенты);
· по видам оборотных средств(основные материалы).
· по элементам оборотных средств (производственные запасы).
В энергетике подлежат нормированию:
· в сфере производства: производственные запасы, расходы будущих периодов;
· в сфере обращения - дебиторская задолженность.
Принципы нормирования:
Плановость –нормирование должно осуществляться согласно планам производства и сбыта продукции, плановым сметам затрат на производство продукции, нормам расхода, планам по инновациям и инвестициям.
Системность –отражает связь финансовых норм с системой технологических норм и нормативов. Финансовые (стоимостные) нормы основываются на технологических нормах и нормативах. В свою очередь, естественные нормы оказывают стимулирующее влияние на технологические нормы(высокая цена на топливо стимулирует к снижению удельных расходов топлива).
Научная обоснованность – предполагает, что процесс нормирования базируется на современных методах организации производства, при этом создание научно обоснованных норм и нормативов является средством реализации внутренних резервов.
Прогрессивность – этот принцип проявляется в разработке мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств за счет сокращения норм расхода ресурсов, ускорения документооборота, сокращения дебиторской задолженности.