Метод изменения линейных размеров

Секционирование

Образование производных машин на базе унификации

 

Унификация представляет собой эффективный и экономичный способ создания на базе исходной модели ряда производных машин одинакового назначения, но с различными показателями мощности, производительности и т. д., или машин различного назначения, выполняющих качественно другие операции, а также рассчитанных на выпуск иной продукции.

В настоящее время сложилось несколько направлений решения этой задачи. Не все они являются универсальными. В большинстве случаев каждый метод применим только к определенным категориям машин, причем экономический эффект их различен.

Приводимая ниже классификация методов создания производных унифицированных машин является условной. Некоторые из этих методов тесно смыкаются друг с другом; провести строгую границу между ними затруднительно. Возможно сочетание и параллельное применение двух или нескольких методов.

 

Метод секционирования заключается в разделении машины на одинаковые секции и образовании производных машин набором унифицированных секций.

Секционированию хорошо поддаются многие виды транспортно-подъемных устройств (ленточные, скребковые и цепные транспортеры). Секционирование в данном случае сводится к построению каркаса машин из секций и составлению машин различной длины с новым несущим полотном.

Особенно просто секционируются машины со звеньевым несущим полотном (ковшовые элеваторы, пластинчатые транспортеры с полотном на основе втулочно-роликовых цепей), у которых длину полотна можно изменять путем изъятия или добавления звеньев.

Экономичность образования машин этим способом мало страдает и от введения отдельных нестандартных секций, которые могут понадобиться для приспособления длины машины к местным условиям.

Секционированию поддаются также дисковые фильтры, пластинчатые теплообменники, центробежные, вихревые и аксиальные гидравлические насосы. В последнем случае набором секций можно получить ряд многоступенчатых насосов различного давления, унифицированных по основным рабочим органам.

 

При этом методе с целью получения различной производительности машин и агрегатов изменяют их длину, сохраняя форму поперечного сечения. Метод применим к ограниченному классу машин (главным образом ротативных), производительность которых пропорциональна длине ротора (шестеренные, коловратные и лопаточные насосы, компрессоры Рута, мешалки, вальцовые машины и т. д.).

Степень унификации при этом методе невелика. Унифицируются только торцовые крышки корпусов и вспомогательные детали. Главный экономический выигрыш дает сохранение основного технологического оборудования для обработки роторов и внутренних полостей корпусов.

Частным случаем применения данного метода является увеличение нагружаемости зубчатых передач, редукторов и коробок скоростей путем увеличения длины зубьев колес с сохранением их модуля.