Унификация
Унификация состоит в многократном применении в конструкции одних и тех же элементов, что способствует сокращению номенклатуры деталей и уменьшению стоимости изготовления, упрощению эксплуатации и ремонта машин.
Унификация конструктивных элементов позволяет сократить номенклатуру обрабатывающего, мерительного и монтажного инструмента. Унификации подвергают посадочные сопряжения (по посадочным диаметрам, посадкам и классам точности), резьбовые соединения (по диаметрам, типам резьб, посадкам и классам точности, размерам под ключ), шпоночные и шлицевые соединения (по диаметрам, формам шпонок и шлицев, посадкам и классам точности), зубчатые зацепления (по модулям, типам зубьев и классам точности), фаски и галтели (по размерам и типам) и т. д.
Унификация оригинальных деталей и узлов может быть внутренней в (пределах данного изделия) и внешней (заимствование деталей с иных машин данного или смежных заводов).
Наибольший экономический эффект дает заимствование деталей с серийно изготовляемых машин, когда детали можно получить в готовом виде. Заимствование деталей с машин единичного производства, машин, снятых или подлежащих снятию с производства, а также находящихся в производстве на предприятиях других ведомств, когда получение деталей невозможно или затруднительно, имеет только одну положительную сторону: проверенность деталей опытом эксплуатации. Во многих случаях и это оправдывает унификацию.
Унификация марок и сортамента материалов, электродов, типоразмеров крепежных и других нормализованных деталей, подшипников качения и т. д. облегчает снабжение завода-изготовителя и ремонтных предприятий материалами, нормалями и покупными изделиями.
Степень унификации оценивают коэффициентом , который представляют как отношение:
-числа унифицированных деталей к общему числу деталей изделия
;
-веса унифицированных деталей к общему весу изделия
;
- стоимости унифицированных деталей к стоимости изделия
.
Недостаток первого показателя состоит в том, что он не учитывает удельное значение унифицированных деталей в конструкции машины. Второй показатель учитывает долю веса унифицированных деталей в общем весе машины. Наиболее правилен третий показатель. Однако определение его затруднительнее, чем первых.
Степень внутренней унификации можно оценивать коэффициентом повторяемости
,
где - число наименований деталей изделия;
- общее число деталей изделия.
Этот коэффициент, легко определяемый на основании сводной спецификации, суммарно характеризует совершенство конструкции со стороны сокращения номенклатуры деталей. В хороших конструкциях = 40…60%.
Для дифференцированной оценки применяют следующие показатели. Степень унификации оригинальных деталей
,
где - число унифицированных оригинальных деталей;
- общее число оригинальных деталей.
Степень унификации элементов конструкции
где - число принятых типоразмеров данных элементов;
- общее число данных элементов в изделии.