Критерии долговечности

Долговечность

 

Долговечность машины, подобно полезной отдаче, очень сильно зависит от условий и технического уровня эксплуатации. Бережное отношение к машине, квалифицированный уход, своевременная профилактика, предупреждение перегрузок - все это может во много раз повысить долговечность машины. Низкий уровень обслуживания приводит к сокращению срока службы машины.

Однако решающее значение для долговечности имеет правильная конструкция машины.

 

 

Долговечность машины есть общее время, которое она может отработать на номинальном режиме в условиях нормальной эксплуатации без существенного снижения основных расчетных параметров, с учетом всех ремонтов при экономически приемлемой их суммарной стоимости.

Иногда применяют понятие ресурс долговечности, т.е. время работы машины в часах до первого капитального ремонта.

Во многих случаях, особенно для агрегатов апериодического действия, долговечность измеряют показателями суммарной выработки за все время функционирования агрегата. Определенная таким образом долговечность представляет собой общее число операций или единиц работы, которые может произвести машина или агрегат до их предельного износа. Так, долговечность автотранспорта и подвижного железнодорожного состава определяют по предельному суммарному пробегу в километрах; приборов и испытательных машин - по общему числу включений; плавильных агрегатов - по суммарному выдерживаемому агрегатом числу плавок; почвообрабатывающих машин - по количеству обрабатываемых гектаров почвы.

Фактическая долговечность может значительно отклоняться от номинальной долговечности в зависимости от условий работы. Она падает при систематической перегрузке машины, работе на повышенных скоростных режимах, увеличении рабочих усилий, в неблагоприятных климатических условиях. При облегченных условиях работы долговечность машин возрастает.

Влияние условий работы на долговечность можно учесть введением коэффициента режима . Фактическая долговечность

 

,

 

где - номинальная (расчетная) долговечность.

Величину коэффициента режима можно достоверно определить на основании дифференцированного изучения условий и режимов эксплуатации и их влияния на долговечность, что составляет задачу статистической теории долговечности. При отсутствии уточненных данных можно в качестве самого грубого приближения принимать: для средних условий эксплуатации = 1; тяжелых = 1,2…1,5; легких = 0,7…0,8.