Механические передачи.
Основные технико-экономические и технико-эксплуатационные показатели строительных машин.
Основном технико-эксплуатационные показателем является их производительность, которая определяется количеством продукции выраженной в определенных единицах измерения (тонны, м3, м2, м) выработанной и перемещенной машиной (в час/ед. времени/год/месяц).
3 категории производительности машины:
· Конструкционная;
· Техническая;
· Эксплуатационная;
Важное значение имеет экономическая эффективность от использования машины в строительстве, а так же такие ее качества, как удельная металлоемкость и энергоемкость, стоимость единицы продукции.
Передачи.
Привод рабочих органов ходовой части и др. узлов см осуществляется с помощью силовых передач, которые не только предают движение, но изменяют скорость, а иногда характер и направление движения. Передачи бывают механические, гидравлические и электрические.
Передачи разделяют на:
· Трение (фрикционные);
· Зацепление (зубчатые, червячные и цепные);
В каждой передаче элемент, который передает мощность ведущий, а элемент, который передает ведомым. Чаще всего чистота ведущего n1 и ведомого n2 различна. Отношение этих n1 и n2 называются придаточным числом i=n1/n2. Передачи могут быть понижающие, когда i>1 и повышающие i<1. Понижающие передачи имеют большее применение, так как частота вращения привода, бывает больше частоты вращения исполнительного органа. Для ряда расчетов приходится определять N=PV (1), p-сила, v - скорость; При вращательном движении v=2пRn/60 (2);
N=P2пRn/60 (3), так как PR=M, то M=9.5N/n (4).
При передачи от ведущего к ведомому имеются потери на трение, нагрев, аэродинамические и др. Поэтому на ведомом валу мощность всегда меньше, величина потерь мощность КПД передачи определяется как отношения величин мощности N2 на ведомом валу к мощности N1 на ведущем валу.
η=N2/N1 (5);
Величина момента M2 на ведомом валу равна произведению М1 на ведущем валу на передаточное число и КПД.
М2=М1*i*η (6);
Фрикционные передачи.
P |
D1 |
n1 |
n2 |
D2 |
На рис.1 вращение от 1 вала к 2 под действие сил трения между дисками. Величина сил трения P(H), зависит от усилия Q с которым один диск прижимается к другому и от коэффициента. Во фрикционных передачах всегда имеет место проскальзывание, поэтому величина передачи не постоянная.
i=n1/n2=D2/D1*(1-ξ) (7), где:
ξ (кси) – характеристика относительного скольжения и зависящие от материала фрикционных дисков ( от 0,002 до 0,003).
В строительных машинах фрикционные передачи используются редко и то в вспомогательных механизмах.