Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач.
Причины выхода из строя цепных передач.
Цепные передачи выходят из строя по следующим причинам: износ шарниров, приводящий к удлинению цепи, увеличению шага цепи и, как следствие, к нарушению ее зацепления с зубьями звездочек; усталостное разрушение пластин по проушинам, характерное для закрытых быстроходных передач, работающих при хорошем смазывании, когда износ шарниров не является определяющим; проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки, связанное с низким качеством изготовления; усталостное выкрашивание и разрушение роликов; износ зубьев звездочек. Ресурс цепных передач в стационарных машинах должен составлять 10...15 тыс. ч, он чаще всего ограничивается долговечностью цепи.
Натяжение цепи. По мере изнашивания шарниров цепь вытягивается. Что вызывает захлестывание звездочки цепью. Регулирование натяжения цепи осуществляют устройствами, аналогичными применяемым для натяжения ремня, т. е. перемещением вала одной из звездочек, нажимными роликами или оттяжными звездочками.
Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев, при большей вытяжке – два звена цепи удаляют. Увеличение шага цепи вследствие износа в шарнирах не компенсируется ее натяжением. По мере изнашивания цепи шарниры располагаются все ближе к вершинам зубьев и возникает опасность соскакивания цепи со звездочек.
Смазывание цепи оказывает решающее воздействие на ее долговечность. При скорости цепи м/с применяют капельное постоянное (4…10 кап/мин) или внутришарнирное смазывание. При м/с – смазывание погружением в масляную ванну (ведомую ветвь цепи погружают на глубину высоту пластин) или масленками-капельницами (20 кап/мин). При м/с – смазывание погружением в масляную ванну или циркуляционное смазывание от насоса.
В тихоходных малонагруженных передачах применяют периодическое смазывание ручной масленкой через 6…8 часов работы.
КПД передачи зависит от потерь на трение в шарнирах цепи, в контакте цепи с зубьями звездочек, в опорах валов, а также на перемешивание масла при смазывании погружением. Обычно среднее значение КПД .