ЕГЭ: Тестовые задания по теме кодификатора «1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры».

 

А1. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?

А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

-59-

А2. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре? А. Элитарная культура является коммерческой. Б. Элитарная культура выступает предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   А3.Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Б. Массовая культура враждебна элитарной культуре. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   А4. Определение: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию 1) народная культура 2) массовая культура 3) элитарная культура 4) национальная культура   А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре? А. Субкультура — совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества. Б. Субкультура — это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   А6. Верны ли следующие суждения о преемственности в культуре? А. Преемственность в культуре означает повторение достижений прошлой культуры. Б. Преемственность в культуре означает канонизацию прошлых художественно-эстетических принципов и правил. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   -60- С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.   Как выполнять задание С5: С5: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Политическая партия – добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определенного социального слоя, связывая их достижение с государственной властью»;   Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о политической партии, например: – «Политическая партия имеет программу, которая определяет ее цель, стратегию и тактику»; – «По идеологическим основаниям выделяют либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, националистические политические партии». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о политической партии.  
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не продемонстрировано проверяемое умение использовать понятие в правильном контексте. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл

ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры».

А1   А3   А5  
А2   А4   А6  

 

-61-

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. 1. А) Наука — творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны:
законы Ньютона периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п.

Б) Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например

математическая наука химическая наука и т.д.

 

В) Итак,

Наука — система знаний. Система — это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. Главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

 

2. Две свои основные функции науки:

познавательная (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) практически-действенная (участиев преобразующей деятельности человека, общества).

 

Соответственно этим функциям принято и членение существующих наук на

Фундаментальные Философия Прикладные Психология

 

-62-

 

3. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные, или природные («естество» - природа), науки Гуманитарные науки Социальные науки
— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон. – перечень научных дисциплины, которые пытаются изучить человека в сфере его общественной, духовной, культурной, умственной, нравственной деятельности. — это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме
1) Биология - это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. 1) Лингвистика – гуманитарная наука, изучающая языки. 1) Экономика – это деятельность общества и совокупность экономических отношений, сложившихся в системе распределения, производства, потребления и обмена
2) География - единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей. 2) Литературоведение - гуманитарная наука, старающаяся понять всю художественную литературу как общее явление человеческой культуры за весь период ее существования. 2) Психология - социальная наука о разнообразных факторах, поведении и других психических действиях
3) Физика - определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности, которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания. 3) Право – один из видов «рычагов» регуляции общественных отношений, также является отраслью гуманитарных наук 3) Филология - название определенной группы социальных дисциплин, которая изучает культуру через текст
4) Химия - одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций 4) Философия – гуманитарная дисциплина, которая изучает самые общие существенные характеристики и основательные (фундаментальные) принципы бытия и реальности познания 4) Социология - социальная наука об обществе и системах, составляющие его функционирование, закономерности и развитие, социальных институт общностей и отношений
5) Астрономия - естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел 5) Эстетика – отрасль философских и гуманитарных дисциплин, основным предметом которой является изучение эстетического восприятия мира человеком, его действительность, его законы и нормы, его формы и типы 5) История - социальная дисциплина, занимающаяся изучением человека (его состояния, деятельности, социальных связей, мировоззрения, организаций) в прошлом.
  6) Этика – подразумевает собой философское исследование нравственности и морали гуманитарных отношений в обществе. 6) Культурология – социальная наука, изучающая культуру, и ее наиболее общие закономерности развития.

-63-

return false">ссылка скрыта
Иная классификация науки: 4. Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века — свыше 5 млн. В развитых странах за 7—10 лет удваивается число ученых. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10—15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века. Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки:
1.Универсальность. Общество получает проверенные, обоснованные,систематизированные знания обо всем, что подвергаетсяисследованию: природные явления на Земле и в Галактикев их постоянном развитии и изменении; основные стадиивозникновения и развития человека, функционированиеего психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов,их культура; творчество и судьбы людей; развитие самойнауки, ее взаимодействие с другими областями культуры. Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни.

 

2.Безграничность. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

 

3.Дифференциация и интеграция исследований. Ныне она насчитывает около 15 тыс.дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям.
4.Сближение науки с потребностями развивающегося общества. В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие(позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.

-64-

5. Научное познание - вид познания, имеющий следующие особенности:  
1) стремление к объективности 2) особое значение эксперимента 3) следование теории 4) преобладание логико-математических методов исследования

Непосредственная цель научного познания - это теоретическое осмысление действительности.

Научное познание - это стремление к объективности, изучать мир, таким каков он есть.