Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
ЕГЭ.
В4.Найдите в приведенном ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) познание
2) общение с другими людьми
3) получение образования
4) самовыражение
5) достижение определенного статуса
6) самосохранение
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
-37-
А | Б | В |
ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.6 Потребности и интересы».
В4 | |
В1 | |
А1 | |
В2 | |
В3 |
-38-
Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. |
К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно.
Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел».
Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение.
Под их влиянием и складывается модель «должного поведения».
С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества.
Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
-39-
return false">ссылка скрыта
Свобода человека - это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов.
Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её "под себя".
Существует три модели разрешения этой коллизии свободы и необходимости:
-41- | «СВОБОДА ОТ» ИЛИ «СВОБОДА ДЛЯ»
Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, — это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» — можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы. Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» — это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И. Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости. Таким образом, мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», — утверждал христианский богослов III в.
Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. ЕГЭ.С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
-42- |
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы.
1. Понятие общества
Общество – сложное и многозначное понятие
В широком смысле слова
| Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
|
6. Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни. На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену? Прежде всего необходимо иметь ясные представления о понятии «система». Системой (греч. целое, составленное из частей) принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать и проще – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в учебном курсе и в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о динамичной системе. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Их принято называть сферами общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы. Проверить, насколько точно и полно усвоены данные теоретические положения, можно, обратившись к заданиям и проанализировав их -45- | ЕГЭ. Задание 1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную Задание 2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную Комментарий. Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Нетрудно заметить, что понятия, представленные в первом задании, характеризуют экономическую сферу. Ответ на второе задание относится к сфере социальной. Сложнее выполнять задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер. Задание 3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни. Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. Задание 4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества. Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. -46- | ||||||
Комментарий. В задании 3 правильны оба утверждения, в задании 4 – только первое. Экономический кризис (экономическая сфера) становится причиной решения президента о роспуске парламента (политическая сфера). Взаимосвязь экономики и политики очевидна. Анализ утверждения Б в первом задании показывает, что политическая партия (а это институт политической системы общества) разрабатывает программу, которая в современном обществе не может не опираться на научные изыскания и обобщения (наука – институт духовной сферы общества) для преодоления спада производства (экономическая сфера). Что касается утверждения Б во втором задании, то приведенный пример говорит о взаимосвязи политики и экономики: реформы, проведенные государством, способствовали росту темпов промышленного развития. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира? В экзаменационной работе данной проблеме посвящен целый ряд заданий, рассмотрим два из них: Задание 1. Общество – это 1) материальный мир в целом 2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним 3) часть природы 4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней. Задание 2. Верны ли следующие суждения об обществе? А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир. Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны. Комментарий. Чтобы правильно выполнить эти задания, следует иметь в виду, что понятие «природа» в курсе обществознания употребляется в значении естественной среды существования человека и общества. Общество, являясь обособившейся от природы частью материального (реального) мира, вместе с тем тесно связано с ним. Общество, как известно, обладает качественной – по сравнению с природой – спецификой. Его образуют люди, обладающие сознанием и волей; они выдвигают определенные цели и избирают средства для их достижения. Вместе с тем природа и общество взаимосвязаны. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй. Общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее и все возрастающее воздействие на природу. Соответствующие примеры приведены в учебниках и учебных пособиях. Таким образом, в первом задании правильный ответ – 2, во втором – 4. -47- | A1.Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему? 1. постоянное развитие 2. часть материального мира 3. обособление от природы 4. способы взаимодействия людей B3.Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). Наряду с государством и политическими партиями, важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан.
В7. ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы.
-48- |
1.9 Основные институты общества.
1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
3. Типы функций социальных институтов:
Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни. -49- | 6. Виды социальных институтов Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религия, политические системы). Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам. -50- |
В3 (1). В3 (2).Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). -51- |
С6.
ОТВЕТЫ на тестовые задания по теме кодификатора «1.9 Основные институты общества.
-52- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
План:
1. Культура и духовная жизнь: понятие культуры, материальная и духовная культура.
2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры, их признаки. _________________________________________________________________________________________
1. + Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
+ Культура изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека.
+ Культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.
Как различить широкое и узкое значения понятия «культура»?
В обществоведческом курсе есть целый ряд ключевых многозначных понятий, определить которые мы можем как в наиболее общем плане, так и выделяя более узкие значения. К ним относится и понятие «культура».
В узком смысле под культурой обычно понимают совокупность областей творческой деятельности, в той или иной мере связанных с искусством. Нередко под культурой понимают область, объединяющую искусство, религию, науку, образование.
В обоих случаях за рамками остались многообразные проявления творческой, преобразующей деятельности людей в сфере материального производства.
В широком смысле культуру можно определить как: – универсальное отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого себя; универсальный способ творческой самореализации человека; – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания. Последнее определение особенно важно.
2.
-53- | 3. Культура — явление сложное, многогранное и динамичное.
Развитие культуры — процесс двуединый.
4.
-54- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Функции культуры:
Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры.
и другие функции культуры -55- | 6.Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовуюи две ее разновидности: субкультуру (под-культуру, миникультуру) и контркультуру.
-56- |