Соединения с прямобочным профилем зубьев.
Классификация шлицевых соединений.
Шлицевые соединения.
Для соединения ступицы с валом помимо шпонок и натяга часто используют выступы на валу, называемые шлицами (зубьями), которые входят в соответствующие пазы ступицы. Такое соединение ступицы с валом называется шлицевым или зубчатым и предназначено для передачи вращающего момента между валом и деталью. Шлицевые соединения относятся к разъемным; размеры соединений, а также допуски на них стандартизованы.
Зубья (шлицы) на валах получают фрезерованием, строганием или накатыванием, зубья в отверстиях - протягиванием или долблением.
1). По характеру соединения шлицевые соединения могут быть:
- подвижными - деталь может перемещаться по валу в осевом направлении (например, перемещение зубчатых колес в коробках передач станков, автомобилей и т.д.);
- неподвижными - для закрепления детали на валу (см. рис. 6.7).
2). По форме профиля зубьев шлицевые соединения делят на:
- прямобочные (см. рис. 6.7);
- эвольвентные (рис. 6.8);
- треугольные (рис. 6.9).
Рис. 6.7.
3). По способу центрирования (обеспечения совпадения геометрических осей вала и ступицы) ступицы относительно вала:
- с центрированием по наружному диаметру (рис. 6.7, а);
- с центрированием по внутреннему диаметру (рис. 6.7, в);
- с центрированием по боковым поверхностям зубьев (рис. 6.7, б).
При этом зазор в контакте поверхностей: центрирующих практически отсутствует, нецентрирующих – значительный.
Достоинства шлицевых соединенийпо сравнению со шпоночными:
- передача больших нагрузок (благодаря большой площади контакта зубьев);
- лучшее центрирование соединяемых деталей (вала и ступицы);
- возможность работы при больших скоростях;
- меньшее число деталей соединения (две детали), меньшая длина ступицы и меньшие радиальные размеры.
Недостатки шлицевых соединений:
- сложная технология изготовления, а, следовательно, более высокая стоимость.
Соединения с прямобочными зубьями применяются в неподвижных и подвижных соединениях (шлицевых соединений используемых в машиностроении имеют прямобочный профиль зубьев), см. рис. 6.7. В прямобочных соединениях (ГОСТ 1139-80) зубья вала имеют постоянную толщину и расположены в радиальном направлении, они входят во впадины соответствующей формы в ступице. Стандартом предусмотрены три серии соединений с прямобочным профилем зубьев: легкая, средняя и тяжелая. Они отличаются высотой и числом зубьев (число зубьев от 6 до 20). У соединений тяжелой серии зубья выше, а их число больше, что позволяет передавать большие нагрузки. Соединения с прямобочным профилем применяют с центрированием ступицы по наружному и внутреннему диаметрам и боковым поверхностям шлицев.
Центрирование по боковым поверхностям (рис. 6.7, б) обеспечивает более равномерное распределение нагрузки по зубьям, но снижает точность центрирования ступицы на валу. Поэтому оно применяется при невысоких требованиях к соосности и для передачи значительных и переменных по значению или направлению вращающих моментов (например, в шлицевых соединениях карданных валов автомобилей). Центрирование по наружному (рис. 6.7, а) или внутреннему диаметру (рис. 6.7, в) более точное, поэтому эти виды соединений применяют в тех случаях, когда требуется повышенная точность совпадения геометрических осей соединяемых деталей (например, соединение зубчатого или червячного колеса с валом).