Расчет соединений с натягом.
Основной задачей расчета соединения с гарантированным натягом является выбор посадки, обеспечивающей передачу заданной нагрузки.
При определении несущей способности соединения принимают допущение – контактные давления распределяются равномерно по поверхности контакта (в действительности, контактные давления по длине соединения распределены неравномерно – из-за вытеснения сжатого материала к торцам втулки (контактные давления у торцов втулки превышают среднее значение в 2-3 раза)).
Критерии работоспособности соединений с натягом:
- прочность соединения - за счет неподвижности деталей, которая обеспечивается силами трения, возникающими на поверхности контакта (т.е. для надежного соединения деталей силы трения () должны быть больше внешних сдвигающих сил (осевой силы, крутящего и изгибающего моментов);
- прочность деталей, образующих соединение, т.к. натяг может вызвать их разрушение или недопустимые деформации.
Рис. 5.2.
Рассмотрим несколько расчетных случаев:
1). Соединение нагружено осевой силой (рис. 5.2., а).
Условие прочности соединения (несдвигаемости деталей соединения):
,
где - действующая на соединение осевая сила; (- нормальная сила (произведение площади контакта на давление)) – сила трения; - коэффициент трения (табличная величина); - диаметр и длина посадочной поверхности соответственно.
Выполнив соответствующие преобразования и подстановки:
;
,
получим формулу для расчета минимального потребного давления на поверхности контакта :
,
где – коэффициент запаса сцепления.
2). Соединение нагружено крутящим моментом Т (рис. 5.2.,б).
Условие прочности соединения (несдвигаемости деталей соединения):
,
где (– окружная сила трения) - момент трения, - внешний крутящий момент.
Выполнив преобразования, аналогично предыдущему примеру, получим формулу для расчета минимального потребного давления на поверхности контакта :
.
3). Соединение нагружено осевой силой и крутящим моментом (рис. 5.2., в).
Условие прочности соединения (несдвигаемости деталей соединения):
,
где (- окружная сила).
Формула для расчета минимального потребного давления на поверхности контакта :
.
Коэффициент трения зависит от способа сборки, давления на поверхности контакта , шероховатости поверхности, скорости запрессовки, вида смазки поверхностей при сборке и т.д.
Для стальных и чугунных деталей:
- при сборке с запрессовкой;
- при сборке с нагревом охватывающей детали.
Если одна из соединяемых деталей стальная или чугунная, а другая — латунная или бронзовая, то рекомендуется принимать .