Стадии разработки при проектировании деталей и узлов машин.
Взаимозаменяемость.
Взаимозаменяемостью называется свойство независимо изготовленных с заданной точностью деталей обеспечивать возможность сборки без подгонки сопрягаемых деталей в сборочную единицу, а сборочных единиц – в изделие при соблюдении предъявляемых к ним требований.
При наличии взаимозаменяемости деталей упрощается и удешевляется эксплуатация машин и улучшается качество ремонта.
Взаимозаменяемость деталей машин обеспечивается системой допусков и посадок.
Каждая новая конструкция должна быть лучше предыдущей. Поэтому перед конструкторами стоит непростая задача – создать машину, которая не уступала бы мировым аналогам по надежности, ресурсу работы и экономичности, обеспечила повышение производительности труда.
Проектирование представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Основная особенность проектирования – многовариантность.
Современное проектирование включает следующие основные этапы:
1. Техническое задание. Включает в себя: назначение изделия, область применения, условия эксплуатации и технические требования. Техническое задание составляется совместно заказчиком и исполнителем, затем происходит окончательное оформление документа.
2. Техническое предложение. Это конструкторский документ, обосновывающий технико-экономическую целесообразность разработки изделия на основе анализа вариантов возможных решений с учетом достижений науки и техники, патентных материалов, возможностей машиностроительных заводов и смежных отраслей.
3, 4, 5. Эскизный проект (содержит общий вид и сборочные чертежи в эскизной проработке).
3 – оценивают нагрузки и напряжения, определяют характерные отказы и главный критерий работоспособности.
4 – выбор материала конструкции, оценка его механических характеристик, определяют допускаемые значения критериев работоспособности.
5 – составление приближенной математической модели, предварительное определение размеров конструкции, эскизная компоновка и проверочные расчеты по критериям работоспособности.
6. Технический проект. Составление уточненной математической модели, окончательная обработка конструкции, проверочные расчеты по всему комплексу критериев и оптимизация конструкции.
7. Рабочий проект. Окончательное оформление рабочих чертежей, составление рабочей документации, технологических карт, проведение заводских испытаний опытного образца и государственные испытания, выпуск головной партии.