Основные критерии работоспособности деталей и узлов машин.
Требования к деталям, критерии работоспособности.
Лекция 2.
В материал лекции входит: понятие работоспособности и ее критериев (прочности, жесткости, износостойкости, теплостойкости, виброустойчивости); понятие взаимозаменяемости.
Работоспособность – это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями нормативно – технической документации.
Основными критериями работоспособности являются:
- прочность;
- жесткость;
- износостойкость;
- теплостойкость;
- виброустойчивость.
Значение того или иного критерия для данной детали зависит от ее назначения и условий работы.
Жесткость – это способность конструкции и ее элементов сопротивляться изменениям формы и размеров. Например, при недостаточной жесткости валов в зубчатой передаче может возникнуть прогиб, который приводит к неравномерности распределения нагрузки по зубьям колес из-за уменьшения площади контакта и заклиниванию подшипников качения из-за перекоса валов (пример см. рис. 2.1.).
Недостаточная жесткость деталей влияет на их взаимное расположение в механизмах, вызывает в подвижных сопряжениях повышенное трение, давление, температуру и др.
Расчет конструкций на жесткость.
Различают объемную жесткость (брус, пластина, оболочка) и контактную жесткость, т. е. жесткость, связанную с контактными деформациями поверхностных слоев в местах контакта деталей.
Объемная жесткость оценивается коэффициентом жесткости:
,
где - сила; - вызванная силой деформация.
Величина обратная жесткости называется податливостью:
.
Факторы, влияющие на жесткость:
- модуль упругости (Е, G);
- геометрические характеристики сечения детали (площадь, момент инерции и др.);
- вид нагрузки и типы опор.
Методы повышения жесткости:
- устранение изгиба (т.к. металлы лучше работают (воспринимают) растяжение-сжатие);
- применение материалов с высоким модулем упругости ();
- рациональное расположение и изменение количества опор (что приводит к уменьшению прогиба и плеч изгибающих моментов; см. рис. 2.2.);
- выбор рациональной формы поперечного сечения детали;
- применение в конструкции ребер жесткости (что приводит к изменению геометрических характеристик сечения деталей);
- уменьшение числа стыков (монолитная конструкция обладает большей жесткостью, чем конструкция аналогичного объема, изготовленная с помощью сборочных операций (сварки, свинчивания и т.д.));
- повышение качества поверхности (использование деталей с низкой шероховатостью).
Расчеты на жесткость сводятся к проверкам:
- удлинение;
- прогиб;
- угол поворота сечения при изгибе;
- угол закручивания.
Расчет ведется методами сопротивления материалов.
Виброустойчивость – способность конструкции работать в диапазоне режимов, достаточно далеких от области резонанса (резонанс - совпадение или кратность частоты вынужденных колебаний и частоты собственных колебаний).
Вибрации снижают качество работы машин, увеличивают шум, усиливают изнашивание, вызывают дополнительные переменные напряжения в деталях и усталостное разрушение.
Расчеты на виброустойчивость сводятся к определению частот собственных колебаний механической системы и обеспечению их несовпадения с частотой вынужденных колебаний.
Для снижения колебаний:
- используют маховики и демпферы, рассеивающие энергию колебаний;
- устранение действия внешних сил (например, дополнительных колебаний, вызванных эксплуатируемым в непосредственной близости оборудованием);
- изменение жесткости упругой связи деталей;
- уменьшение шероховатости;
- применение упругих прокладок.
Теплостойкость – способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы.
Нагрев деталей в процессе работы машины приводит к:
- снижению механических характеристик материала и к появлению пластических деформаций (при температуре свыше 300);
- уменьшению зазоров в подвижных сопряжениях деталей, что приводит к схватыванию, заеданию, заклиниванию;
- снижению вязкости масла (т. е ухудшаются смазочные свойства масляного слоя).
Для обеспечения нормального теплового режима работы должен быть обеспечен тепловой баланс, т. е. сравнивают количество выделенной теплоты с количеством отведенной теплоты в единицу времени:
;
определяют рабочую температуру и сравнивают с допускаемой:
.
Если условия не выполняются, то применяют:
- искусственное охлаждение,
- проектируют охлаждающие ребра,
- увеличивают размеры корпуса;
- заменяют пары скольжения парами качения;
- применяют материалы с малым коэффициентом линейного расширения.
Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию. Изнашивание - процесс разрушения и отделения материала с поверхности тела при трении, который приводит к постепенному изменению размеров и формы. До 90% деталей подвижных сопряжений машин выходят из строя из-за износа.
Существуют различные виды изнашивания:
- усталостное изнашивание. При контакте деталей в них возникают контактные напряжения . В результате циклического нагружения на трущейся поверхности 1 образуются усталостные микротрещины 2. Смазочный материал, попадая в микротрещины, способствует их расклиниванию 3 и выкрашиванию частиц 4 металла, в результате чего на поверхности детали появляются мелкие ямки (питтинг), см. рис. 2.3. Такой износ характерен для зубчатых и фрикционных передач, подшипников качения.
Рис. 2.3. Схема усталостного изнашивания поверхности.
- абразивное изнашивание. Это разрушение поверхностных слоев материала трущихся пар твердыми абразивными частицами. Зерна абразива могут попадать на трущиеся поверхности извне, содержаться в материале трущихся пар или в продуктах износа. Методы борьбы: упрочнение поверхностей;
- водородное изнашивание. При работе узлы трения нагреваются, идет выделение водорода, который оседает на поверхности материала и проникает вглубь детали, вызывая охрупчивание, множество микротрещин и образование мелкодисперсного порошка материала. Методы борьбы: использовать стали легированные хромом, титаном, ванадием; снижение температуры в зоне контакта;
- молекулярно-механическое изнашивание. При больших давлениях происходит разрушение защитных масляных пленок на поверхностях сопряженных деталей. Отдельные участки поверхности могут вступить в молекулярный контакт. Происходит схватывание, а последующее перемещение поверхностей вызывает разрушение мест соединений (возникают задиры и борозды). Методы борьбы: повышение твердости за счет термообработки, использование специальных смазок, применение покрытий;
- коррозионно-механическое изнашивание (фреттинг-коррозия). Разрушение поверхности происходит под действием двух одновременных процессов: коррозии и механического изнашивания. Возникает при очень малых относительных перемещениях (колебаниях) сопряженных поверхностей, при этом происходит разрушение оксидных пленок, образуются ямки и порошок. Продукты износа не удаляются из зоны контакта и превращаются в абразивные частицы. Методы борьбы: уменьшение относительных смещений, поверхностное упрочнение, гальванопокрытия, напыление.
Износ вызывает:
- потери точности;
- снижение КПД;
- увеличение шума;
- увеличение вибрации;
- увеличение зазоров.
Меры борьбы с изнашиванием:
- замена сухого трения жидкостным (хорошее смазывание);
- увеличение твердости (например, закалка снижает износ в 2 раза) и чистоты обработки поверхностей;
- подбор материалов трущихся пар (например, использование антифрикционных материалов).
Прочность– это способность конструкции и ее элементов выдерживать внешние воздействия (нагрузки) без разрушения и появления недопустимых остаточных деформаций. Прочность является важнейшим критерием работоспособности. Ему должны удовлетворять все детали.
Расчеты элементов конструкции на прочность будем осуществлять:
1). С помощью метода допускаемых напряжений. Т.е. определяют максимальные напряжения в опасном сечении и сравнивают их с допускаемыми, используя условие прочности:
- при растяжении и сжатии;
- при сдвиге;
- при кручении;
- при изгибе.
Пример: Определить диаметр стального стержня при воздействии на него растягивающей силы кН, МПа.
Решение:
1. Воспользуемся формулой для определения действительных напряжений:
;
2. Определим площадь поперечного сечения:
;
3. Используя данные формулы определим диаметр стержня:
мм.
2). С помощью определения коэффициента запаса прочности. Т.е. прочность деталей машин оценивают сравнением действительного коэффициента запаса прочности s рассчитываемой детали с допускаемым коэффициентом запаса прочности :
.
Коэффициент запаса прочности, показывает во сколько раз допускаемое напряжение больше опасного (для пластичных материалов , для хрупких ).
Для выбора допускаемых коэффициентов запаса прочности в машиностроении пользуются двумя методами: табличным и дифференциальным.
Дифференциальный метод использует формулы, которые учитывают различные факторы, влияющие на прочность рассчитываемой детали:
,
где - коэффициент, учитывающий точность определения действующих на деталь нагрузок и возникающих в ней напряжений; - коэффициент, учитывающий однородность материала детали; - коэффициент, учитывающий специфические требования безопасности рассчитываемой детали.
При точных методах расчета рекомендуется принимать и при расчетах средней точности - 1,2...1,6.
Коэффициент для стальных деталей из поковок и проката равен 1,2... 1,5; для деталей из стального литья - 1,5...1,8; для чугунных деталей - 1,5...2,5.
Коэффициент ; большие значения - для дорогостоящих деталей и повышенной надежности.
Методы повышения прочности:
- механическое упрочнение (обкатка роликами, обдувка дробью и др.);
- закалка ТВЧ;
- химическое упрочнение (цементация, азотирование, цианирование);
- термо-механическое упрочнение.