Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

 

 

-16-

  3. Критерии истины: Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? 1.Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. 2. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным. 3.Более надежным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определенной физической теории, дает электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:
ПРАКТИКА ТЕОРИЯ РАЗУМ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ

-17-

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман
С точки зрения нравственности
заблуждение — добросовестная неправда а обман — недобросовестная

Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория.

Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания.

4. Взгляды философов на истину.

  Что означае ?
1.Истина – субъективна истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества.
2.Истина – объективна истина «объективна» - это значит, что она не зависима от людей, их пристрастий и интересов. Задача науки наращивать объективные знания о мире.

Объективность

1) В философии то, что принадлежит объекту и не зависит от субъекта.

2) В повседневном обиходе под этим подразумевают факторы или процессы, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

 

Субъекти́вность — это выражение представлений человека (субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувствах, убеждениях и желаниях.

 

 

-18-

ЕГЭ. Ответ: __________________________________   А 1. А 2.     -19-   А3 ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.4 Понятие истины, ее критерии».
В2   А3  
А1      
А2      

-20-

1.5 Мышление и деятельность 1. Деятельность — это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек: +познает мир, +создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), + удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), + а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).   В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.   2. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия:
Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.
Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.
В-третьих, деятельность носит преобразующий характер в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя — свои способности, привычки, личностные качества.
В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер так как в процессе деятельности человек, как пр вило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

! Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

 

 


Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

 

-21-

3. Структура деятельности: Мотив— это то, почему действует человек. Мотив — это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет самоутвердиться.   Цель — это то, ради чего действует человек. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания — предвосхищаемый результат.   Средствадеятельности - помогают достичь желаемого результата. Так, в учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.     -22- Продукты (результаты) деятельности. Таковыми являются: - материальные и духовные блага, - формы общения людей, - общественные условия и отношения, - а также способности,умения, знания самого человека.   В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.   4. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как = чтение учебной литературы, = слушание объяснений учителей, = конспектирование, = проведение лабораторных работ, = выполнение упражнений, = решение задач и т. п.   5. Основные виды деятельности:
1) игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. 1) – это установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. 1) - это деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий. 1) - это вид деятельности, направленный н достижение практически полезного результата.
2) Игра готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе. 2)Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями. 2) А) организованное Осуществляется в общеобразовательных уч еждениях

 

-23-

 
ИГРА ОБЩЕНИЕ УЧЕНИЕ ТРУД
3) Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку.   Б) неорганизованное Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат    

 

 

 

-24-